Проблемы психологии спорта
Психологическая проблема – это проблема внутреннего мира человека, не имеющая непосредственной связи с его внешним миром, несущая страдания самому носителю проблемы.
Спорт, как трудовая профессиональная деятельность, связан с большим напряжением всех физических и духовных сил человека. Сами спортсмены, даже ещё юные, считают спорт трудом, который для них является и смыслом жизни, и личным интересом.
Психологи спорта отмечают, что спортивная деятельность не только привлекательна, но и требует большой заинтересованности, чтобы осуществиться. Осложняется она, например, возрастом субъекта, который колеблется от подросткового до зрелого, и требует единства индивидуальных психологических качеств.
Физические и эмоциональные нагрузки, требования, которые предъявляются субъекту, во времени распределяются неравномерно.
Актуальной и очень многогранной является проблема отношения спортсменов к тренировочным нагрузкам. Исследования, проведенные на кафедре психологии СПбАФК им. Лесгафта, в отношении тренировочных нагрузок, показали, что недостаточно ориентироваться только на физический эффект тренировки.
Выработка определенного отношения к нагрузкам оказывает влияние и на результат соревнования, и на формирование устойчивого типа трудового поведения.
Важность этого момента заключается в том – состоится спортсмен или не состоится.
Большое значение имеет психологическая подготовка спортсмена – это своеобразный резерв для реализации способностей, готовность переносить стресс.
Все накопленные спортсменом навыки и упорные тренировки могут угаснуть перед самым стартом. Это говорит о том, что психологическое основание является важным элементом, входящим в тренировочный и соревновательный процесс.
Для выработки спортивного характера существуют свои критерии:
- лучшие показатели на соревнованиях, нежели на тренировках;
- прогресс в выступлениях;
- стабильность выступлений.
Психологическая подготовка определяется:
- уверенностью в своих силах;
- четкостью и слаженностью действий;
- сосредоточенностью и концентрацией внимания во время выступления;
- настроем на победу;
- хладнокровием, обеспечивающим иммунитет в экстремальной ситуации.
Современные мировые рекорды в спорте являются результатом новейших методик и практики подготовки спортсменов высокого класса, являются следствием соединения практики и психологии.
Современный спорт относится к престижным и популярным видам деятельности с многочисленными и разнообразными видами общественных функций, поэтому проблемы психологии спорта сегодня как никогда, актуальны.
Психологические особенности спорта
Для спорта характерны свои психологические особенности.
Ж. К. Шемет и Е. В. Мельник выделяют 7 основных психологических особенностей:
- взаимосвязь психических процессов с движениями, например, «чувство воды», «чувство мяча» – это психомоторика, составная часть спортивной деятельности;
- стремление к совершенствованию и достижению самых высоких результатов;
- наличие спортивной борьбы, сопровождающейся проявлением ярких эмоций;
- четко выраженный стресс, определяемый ростом спортивных результатов, соревновательной борьбой сильных соперников;
- наличие эмоциональных, интеллектуальных, волевых психологических особенностей личности спортсмена;
- взаимодействие спортсменов по отношению к противнику и по отношению к своей команде;
- коммуникация спортсменов, т.е. вербальное и невербальное общение – специальные жесты, мимика, непроизвольные моторные действия и др.
Элементами психического состояния спортсмена являются телесно-поведенческое или физическое, эмоциональное или энергетическое и когнитивное, т. е. мыслительное состояния.
К признакам перенапряжения относятся апатия, тревога, неуверенность, сниженная физическая активность, нарушенный режим дня, отсутствие бодрости.
Подобное психическое перенапряжение требует восстановления сил после нагрузок, в противном случае есть опасность развития хронического перенапряжения.
Важным моментом в подобном случае будет обучение спортсмена саморегуляции. В основе способов саморегуляции лежит отражение своего физического «Я».
Среди способов саморегуляции есть такие как: регулирование тонуса мышц и контроль над мышечной системой, дыхательные упражнения и зарядка, контроль речи и темпа движений.
Умение управлять своим состоянием избавляет от суетливости, исключает потребность в спешке.
Перед предстоящими соревнованиями спортсмен испытывает 3 вида состояний – боевую готовность, предстартовую лихорадку, предстартовую апатию.
После выступления спортсмен находится в состоянии, которое носит название послесоревновательным. По образу воздействия на психику это состояние разделяют на радость победы, горечь поражения при неудачном выступлении и фрустрацию.
Таким образом, психология спорта занимается изучением закономерностей психической деятельности спортсменов в условиях тренировки и соревновательного процесса. Спортсменам приходится преодолевать отрицательные формы предстартового состояния и настраиваться на победу. Большую роль в этом вопросе играет тренер, который хорошо зная своего подопечного, может оказать на него правильное воздействие.
Фрустрация у спортсменов
Фрустрация – это психическое состояние, вызванное непреодолимыми трудностями, на пути к достижению цели.
Это состояние является важнейшей психологической проблемой.
Состояние фрустрации наступает тогда, когда спортсмен проигрывает сопернику, испытывает беспокойство и физическую боль, судейство воспринимает как несправедливое или выступает ниже своих возможностей.
Если порог фрустрации низкий, тогда нарушается тонкая координация, спортсмен не видит альтернативных путей, возникает эмоциональное возбуждение с возможной утратой контроля, генерализуется агрессия.
С целью выявления стрессогенных ситуаций было проведено исследование с участием молодых спортсменов. Проводилось оно с помощью методики Р. Фрестера и «Метода рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга.
В результате было выявлено, что у мужчин и женщин доминирующим направлением является импунитивная, при которой никто не обвиняется.
Рассматривается данная ситуация как что-то незначительное, со временем преодолимое.
По методике Р. Фрестера было выявлено, что у молодых спортсменов наиболее стрессогенными являются объективные ситуации соревнования – акустические помехи, соревнования плохо оснащены, незнакомый соперник, отсрочка старта и др.
У молодых спортсменок к ним относятся предыдущие неудачи, плохой сон перед соревнованиями, сильное волнение и др.
Полученные данные показывают, что мужчины более устойчивы к стрессовым факторам.
Доминирующая у спортсменов мужчин и женщин импунитивная реакция является свидетельством адаптации к условиям соревнований.
Если у спортсмена, да и вообще у человека, есть такое неприятное и напряженное состояние, то значит, есть стремление от него избавиться.
С этой целью используются защитные механизмы психики, одним из которых является воображение, в которых спортсмен, потерпев неудачу, осуществляет свои желания.
Функция воображения является компенсаторной и помогает сохранить психическое здоровье.
Другой формой защиты является регрессия, суть которой сводится к тому, что спортсмен на бессознательном уровне возвращается к предыдущим уровням своего развития.
Важный защитный механизм в таких случаях – это вытеснение из сферы сознания неприятных событий, в качестве защитного механизма может выступать даже агрессия.
В спортивной практике чаще всего используется психическая саморегуляция – аутогенная, идеомоторная, психорегулирующая, психомышечная тренировка.