Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стенограмма психологической консультации

Общие сведения о методе стенографии

Определение 1

Стенография - это метод фиксации информации с помощью специфических знаков и сокращений, применяемый для быстрой записи устной речи.

Основные способы стенографии:

  • курсивные – сокращения формируются из элементов букв,
  • геометрические – сокращения формируются с помощью геометрических фигур (точка, прямая линия, круг, части круга),
  • морфологические – сокращения формируются через морфемы,
  • фонетические – сокращения формируются через звуки.

Помимо этого в единой системе стенографического письма используются определенные устоявшиеся сокращения для часто встречающихся речевых оборотов, сочетаний согласных букв. Существуют общие правила сокращений, а также устоявшиеся формы аббревиатур, а наиболее частые слова вообще могут обозначаться особыми знаками. Наиболее частые гласные, например, «а» и «о» вообще пропускаются, а часто употребляемые словосочетания объединяются без пропусков в единое целое с выпадением серединной части.

Исторически, стенограммы не переводились в текст самими стенографами, а передавались в типографии, где их обрабатывали уже непосредственно наборщики текстов.

Родиной стенографии считается Англия, а именно Лондон, где в 18 веке было учреждено первое стенографическое общество. В Германии и Франции в 19 веке были открыты несколько стенографических институтов, в Англии проводились конгрессы стенографов, а также выпускался специальный журнал.

Как метод фиксации устной информации, стенография используется для решения широкого сегмента задач – для фиксации устной речи на парламентских заседаниях, на судебных слушаниях, на профессиональных съездах и круглых столах, а также на различного рода консультациях.

Стенограмма психологической консультации

Определение 2

Стенограмма консультации - это дословная запись консультативного диалога между психологом и клиентом.

Стенограмма важна для психолога в контексте анализа консультативного процесса, так как она позволяет объективно проанализировать разные этапы беседы, примененные консультантом приемы, эмоциональные реакции клиента, а также отрефлексировать какие-то моменты в консультации.

«Стенограмма психологической консультации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Важно понимать, что стенограмма в рамках психологического консультирования не реализуется в классическом варианте, то есть непосредственно в ходе беседы с клиентом, так как это было бы просто неэтично. Стенограмма делается после самой консультации, а для того, чтобы зафиксировать непосредственно ход самой консультации применяют аудио- или видеотехнические средства. И затем уже, аудио- или видеозапись дословно переводят в стенограмму в формате диалога психолог-консультант.

При этом, необходимо предупреждать клиента о том, что в ходе консультации будет произведена аудио или видеозапись с последующей расшифровкой, так как сокрытие этой информации делает психологическую консультацию неэтичной.

Стоит учитывать в работе, что реакция клиентов на факт фиксации консультантом диалога может быть разной – кому-то это неважно, а кто-то может проявлять демонстративные или оппозиционные реакции. Но так или иначе, первое время факт фиксации информации влияет на степень открытости и доверия клиента.

Стенографический диалог - это эффективная и продуктивная возможность для рефлексивного подхода к профессиональной деятельности самого консультанта, что позволяет увидеть конструктивные и неконструктивные моменты консультаций, отметить реакции и отношение клиента к ходу беседы. Это может служить материалом для последующей консультации, а также для обучения подопечных специалистов.

Стенограмма используется в том числе для супервизорских целей, что способствует профессиональному росту консультанта, поддерживает психическое здоровье самого консультанта как одного из важнейших инструментов терапевтической работы. Совместно с супервизором консультант может наглядно анализировать свою работу, а также реакции клиента.

Ситуационно-векторный анализ стенограммы

Замечание 1

Ситуационно-векторный анализ стенограмм предполагает выделение в общей стенограмме консультации конкретных ситуаций – для анализа выбираются те ситуации, в которых происходят ключевые, качественные с точки зрения консультанта, реакции, а также речевые продукции самого клиента.

Высказывания клиента кодируются в соответствии с разными уровнями речевой продукции:

  • личностный (отношение человека к самой беседе, предмету обсуждения),
  • рефлексивный (самоконтроль или самоанализ по ходу беседы, поисковая активность),
  • содержательный (высказывания относительно непосредственного содержания беседы).

После этого, все ключевые моменты беседы, а также речевые продукции соотносятся с векторами зон ближайшего развития личности:

  • вектор сотрудничества – отражает способности клиента к установлению эмоционального и смыслового контакта с психологом,
  • вектор рефлексии – отражает способности клиента откликаться на рефлексивные вопросы, инициировать рефлексию собственного состояния или деятельности,
  • вектор позиционирования – отражает способности клиента к реализации активной и субъектной позиции в консультативной работе, ориентированной на принятие ответственности
  • вектор отношения к сложностям и ошибкам – отражает те эмоции и переживания клиента, которые связаны у него с актуальной или потенциальной сложностью,
  • вектор представлений о собственных возможностях – отражает отношение клиента к своим возможностям, уверенность в преодолении преград, его самоэффективность,
  • вектор конкретного запроса – отражает совместное движение консультанта и клиента в направлении актуального запроса

После структурирования данных векторов, выстраиваются общая динамика ближайшего когнитивно-личностного развития клиента и общие границы его индивидуальной зоны, что способствует планированию хода терапевтической работы, выделению потенциально сильных зон клиента, а также зон роста, триггерных моментов, эмоционально значимых тем, когнитивно спутанных установок.

Дата последнего обновления статьи: 03.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot