Общие сведения о методе стенографии
Стенография - это метод фиксации информации с помощью специфических знаков и сокращений, применяемый для быстрой записи устной речи.
Основные способы стенографии:
- курсивные – сокращения формируются из элементов букв,
- геометрические – сокращения формируются с помощью геометрических фигур (точка, прямая линия, круг, части круга),
- морфологические – сокращения формируются через морфемы,
- фонетические – сокращения формируются через звуки.
Помимо этого в единой системе стенографического письма используются определенные устоявшиеся сокращения для часто встречающихся речевых оборотов, сочетаний согласных букв. Существуют общие правила сокращений, а также устоявшиеся формы аббревиатур, а наиболее частые слова вообще могут обозначаться особыми знаками. Наиболее частые гласные, например, «а» и «о» вообще пропускаются, а часто употребляемые словосочетания объединяются без пропусков в единое целое с выпадением серединной части.
Исторически, стенограммы не переводились в текст самими стенографами, а передавались в типографии, где их обрабатывали уже непосредственно наборщики текстов.
Родиной стенографии считается Англия, а именно Лондон, где в 18 веке было учреждено первое стенографическое общество. В Германии и Франции в 19 веке были открыты несколько стенографических институтов, в Англии проводились конгрессы стенографов, а также выпускался специальный журнал.
Как метод фиксации устной информации, стенография используется для решения широкого сегмента задач – для фиксации устной речи на парламентских заседаниях, на судебных слушаниях, на профессиональных съездах и круглых столах, а также на различного рода консультациях.
Стенограмма психологической консультации
Стенограмма консультации - это дословная запись консультативного диалога между психологом и клиентом.
Стенограмма важна для психолога в контексте анализа консультативного процесса, так как она позволяет объективно проанализировать разные этапы беседы, примененные консультантом приемы, эмоциональные реакции клиента, а также отрефлексировать какие-то моменты в консультации.
Важно понимать, что стенограмма в рамках психологического консультирования не реализуется в классическом варианте, то есть непосредственно в ходе беседы с клиентом, так как это было бы просто неэтично. Стенограмма делается после самой консультации, а для того, чтобы зафиксировать непосредственно ход самой консультации применяют аудио- или видеотехнические средства. И затем уже, аудио- или видеозапись дословно переводят в стенограмму в формате диалога психолог-консультант.
При этом, необходимо предупреждать клиента о том, что в ходе консультации будет произведена аудио или видеозапись с последующей расшифровкой, так как сокрытие этой информации делает психологическую консультацию неэтичной.
Стоит учитывать в работе, что реакция клиентов на факт фиксации консультантом диалога может быть разной – кому-то это неважно, а кто-то может проявлять демонстративные или оппозиционные реакции. Но так или иначе, первое время факт фиксации информации влияет на степень открытости и доверия клиента.
Стенографический диалог - это эффективная и продуктивная возможность для рефлексивного подхода к профессиональной деятельности самого консультанта, что позволяет увидеть конструктивные и неконструктивные моменты консультаций, отметить реакции и отношение клиента к ходу беседы. Это может служить материалом для последующей консультации, а также для обучения подопечных специалистов.
Стенограмма используется в том числе для супервизорских целей, что способствует профессиональному росту консультанта, поддерживает психическое здоровье самого консультанта как одного из важнейших инструментов терапевтической работы. Совместно с супервизором консультант может наглядно анализировать свою работу, а также реакции клиента.
Ситуационно-векторный анализ стенограммы
Ситуационно-векторный анализ стенограмм предполагает выделение в общей стенограмме консультации конкретных ситуаций – для анализа выбираются те ситуации, в которых происходят ключевые, качественные с точки зрения консультанта, реакции, а также речевые продукции самого клиента.
Высказывания клиента кодируются в соответствии с разными уровнями речевой продукции:
- личностный (отношение человека к самой беседе, предмету обсуждения),
- рефлексивный (самоконтроль или самоанализ по ходу беседы, поисковая активность),
- содержательный (высказывания относительно непосредственного содержания беседы).
После этого, все ключевые моменты беседы, а также речевые продукции соотносятся с векторами зон ближайшего развития личности:
- вектор сотрудничества – отражает способности клиента к установлению эмоционального и смыслового контакта с психологом,
- вектор рефлексии – отражает способности клиента откликаться на рефлексивные вопросы, инициировать рефлексию собственного состояния или деятельности,
- вектор позиционирования – отражает способности клиента к реализации активной и субъектной позиции в консультативной работе, ориентированной на принятие ответственности
- вектор отношения к сложностям и ошибкам – отражает те эмоции и переживания клиента, которые связаны у него с актуальной или потенциальной сложностью,
- вектор представлений о собственных возможностях – отражает отношение клиента к своим возможностям, уверенность в преодолении преград, его самоэффективность,
- вектор конкретного запроса – отражает совместное движение консультанта и клиента в направлении актуального запроса
После структурирования данных векторов, выстраиваются общая динамика ближайшего когнитивно-личностного развития клиента и общие границы его индивидуальной зоны, что способствует планированию хода терапевтической работы, выделению потенциально сильных зон клиента, а также зон роста, триггерных моментов, эмоционально значимых тем, когнитивно спутанных установок.