Способности – это психологические особенности индивида, от которых напрямую зависит успех приобретения знаний, навыков, умений. Тем не менее, сами способности не сводятся к наличию этих знаний, навыков и умений.
Понятие и структура способностей
Способности представлены определенными возможностями, а не необходимым уровнем мастерства в том или ином деле. Например, если у ребенка были выявлены музыкальные способности, то это ни в коей мере не станет гарантией того, что он в будущем станет музыкантом. Для этого необходимо пройти специальное обучение. Способности можно обнаружить только в том случае, когда деятельность не может происходить без их наличия.
Максимальное количество исследований способностей в российской науке направлено на анализ и изучение общих способностей и их влияние на учебную деятельность. Это представляется в некоторой степени закономерным, так как нельзя экспериментально исследовать общие способности вне деятельности или в какой-то специальной деятельности.
Экспериментальное исследование общих способностей в их связи с успешностью обучения наиболее адекватно и, в какой-то мере, единственно возможно в учебной деятельности. Здесь успешность обучения представляет собой интегральную характеристику успеха учебного труда. В некоторых случаях данный показатель берется за основу валидизации методик.
Любая способность обладает собственной структурой и представляет собой различный аспект для выполнения того или иного вида деятельности. К примеру, структура художественных способностей характеризуется высоким уровнем развития эстетических чувств. Здесь можно говорить о нескольких аспектах:
- Наличие ярких наглядных образов памяти,
- Наличие восприятия,
- Хорошая зрительная память,
- Богатая фантазия,
- Наблюдательность и др.
Специфическим характером наделено строение музыкальных, литературных и прочих способностей. Среди свойств и личностных особенностей, которые формируют структуру конкретных способностей, некоторые из них занимают опорное (ведущее) положение. Другие же являются вспомогательными.
Способности и развитие личности
Структура способностей напрямую зависит от развития личности. В психологии принято рассматривать два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, который находится на первой ступени развития, может обнаружить высокое умение усваивать знания, овладеть определенной деятельностью и осуществлять ее по предлагаемому образцу.
На второй ступени развития способностей индивид уже создает что-то новое и оригинальное. Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначен в науке категориями «талант» и «гений».
Талантливый или гениальный человек способен достигать в собственной деятельности результатов, которые имеют большое общественное значение. Гениальные люди создают нечто оригинальное, что-то, что открывает новые пути в сфере научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливые люди тоже творят, вносят свое, но в рамках уже сформированных концепций, направлений и способов исследований.
Помимо уровней способностей принято рассматривать их направленность (специализацию). В этой связи их классифицируют на общие и специальные способности. Первые из них предполагают такую систему интеллектуальных свойств личности, которая может обеспечить относительную простоту и продуктивность в овладении знаниями.
Специальные способности представлены такой системой свойств личности, которая может помочь достичь высокого результата в специальной области деятельности (например, музыка, искусство и др.). Помимо обозначенных видов выделяют отдельно еще одну группу способностей. Способности к практической деятельности включают конструктивно-технические, педагогические, организаторские способности.
В учении о способностях исследователи подчеркивают их выраженную индивидуальность, значение различий, которые существуют между способными людьми. Такая позиция в полной мере соответствует действительности. Людей, имеющих исключительные способности, принято называть талантливыми. Если способность и талант начинают проявляться не в одной сфере, а в нескольких, то уже говорят об одаренности.
Чтобы обозначить высшую степень одаренности, в науке и быту используют понятие гениальность. Способности не даются человеку в готовом виде с рождения, поскольку они являются результатом развития и достигают определенного уровня в случае активного включения в установленную деятельность. На первых стадиях развития это именно учебная деятельность.
Связь способностей с успешностью обучения
В психологии сформировались три разные концепции, которые объясняют генезис способностей. Одна из них гласит, что способности являются биологически детерминированными свойствами личности. Их проявление и развитие в полной мере зависят от унаследованного генофонда.
В противовес первой теории вторая основана на положении, что способности определяют только среда и воспитание. Третья группа ученых полагает, что индивид имеет от природы присущие всем возможности человеческого развития. Они представляют собой индивидуальные природные задатки, которые благоприятствуют становлению и развитию соответствующей способности.
Формирование способностей происходит в рамках деятельности при благоприятных социальных условиях жизни. Данная концепция подтверждена практикой и специальными исследованиями. Если не признается врожденность способностей, то психология не отрицала врожденность дифференциальных особенностей, которые заключены в строении головного мозга. Они оказываются условиями для успешного выполнения определенной деятельности, включая обучение.
Морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов движения и чувств, выступающие как природные предпосылки развития способностей, названы задатками.