Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Способности, одаренность и талант. Взаимосвязь и различия этих явлений

Все предметы / Психология / Способности, одаренность и талант. Взаимосвязь и различия этих явлений
Определение 1

Способности — это психологические особенности индивида, от которых напрямую зависит успешность приобретения им знаний, умений и навыков, однако сами способности не сводятся к наличию этих знаний.

Сущность понятий «способности», «талант» и «одаренность»

В ходе жизнедеятельности происходит проявление способностей, следовательно, их можно обнаружить лишь при осуществлении соответствующей деятельности. Если не наблюдать человека в деятельности, то невозможно говорить о наличии (отсутствии) у него способностей.

Нельзя говорить о способности к музыке, если ребенок еще не начал заниматься хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности (не начал обучаться музыке). Только при наличии такого обучения, организованного в правильной форме, выясняется, каковы способности ребенка и как быстро (медленно, легко, с трудом) сформируются у него чувство ритма и музыкальная память.

Люди не рождены способными к определенному виду деятельности. Их способности формируются и развиваются с помощью правильно организованной деятельности в течение всей жизни. Влияние на способности оказывают обучение и воспитание.

Задатки представляют собой предпосылки развития способностей. Если есть благоприятные задатки и оптимальные условия жизни и деятельности, то у ребенка очень быстро проявляются и рано развиваются способности.

Способности не просто сосуществуют рядом друг с другом или независимо друг от друга. Любая способность может меняться, приобретая качественно другой характер в соответствии с наличием и степенью развития других способностей. От наличия и сочетания способностей зависит вероятность достижения максимального или успеха в выполнении какой-либо деятельности. Этот феномен назван одаренностью.

Одаренность может быть нескольких видов:

  • Общей и специальной,
  • Явной и скрытой,
  • Актуальной и потенциальной.

Высшая степень развития способностей — это талант, для проявления которого необходимо развитие не одной способности, а самых разных аспектов личности. Талант развивается с помощью длительного и упорного учения, трудолюбия, трудоспособности, организованности, целеустремленности, сосредоточенности, настойчивости. Для талантливого человека свойственна высокая степень принципиальности, самокритичности, требовательности к себе. Это очень любознательные люди.

Готовые работы на аналогичную тему

Подходы к определению таланта, способностей и одаренности

Часто понятия «способности», «одаренность», «талант» употребляют в качестве синонимов. Одаренность и талант используют для отражения степени выраженности способностей. Важно отметить, что понятие «талантливый» подчеркивает природные данные индивида.

Например, в толковом словаре В. Даля «способный» определен как «годный к чему-либо, ловкий, склонный, пригодный, удобный». Вместе с категорией «способность» применяются слова «способливый» и «способляться». Способливого человека характеризуют как находчивого, изворотливого, умеющего способиться. Слово «способляться», в свою очередь, понимают, как умение сладить, справиться, устроить дело.

Способный человек ранее фактически понимался как умелый, при этом понятия «умение» в словаре нет. Таким образом, слово «способный» определено с помощью соотношения успехов в деятельности.

Определяя понятие «талант», разные авторы подчеркивают его врожденный характер. Это понятие определяется в качестве дарования к чему-либо, а дарование считалось способностью, которая дана богом. Другими словами, талант является врожденными способностями, которые даны «сверху». Они обеспечивают высокие успехи в деятельности.

Словарь иностранных слов рассматривает талант (гр. talanton) в качестве выдающегося врожденного качества, особых природных способностей. Одаренность рассматривают как состояние таланта или его степень выраженности. Одаренность в виде самостоятельного понятия отсутствует в словаре Ожегова, Даля и в толковом словаре иностранных слов.

Взаимосвязь и различия явлений

Способности, с одной стороны, а с другой одаренность и талант, выделяются по различным основаниям. Если рассматривать способности, то ученые выделяют возможность индивида делать что-то. Если говорить о таланте (одаренности), то важно подчеркнуть его прирожденный характер. Такие качества, как способности и одаренность начинают проявляться через успех определенной деятельности.

В отечественной психологии, в первую очередь, в работах С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, была сделана попытка классификации категорий способности, одаренность и талант. Ученые сделали это посредством единого основания успешности деятельности.

Замечание 1

Способности необходимо рассматривать в качестве индивидуально-психологических особенностей, которые отличают одного человека от другого. От этого качества напрямую будет зависеть возможность успеха действий.

Одаренность представляет собой качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологические особенности). От них также зависит возможность успешной деятельности. Как правило, способности считаются врожденными (даны от природы). Тем не менее, научный анализ показал, что врожденными могут являться только задатки, а способности — это результат их развития.

Задатки — это врожденные анатомические (физиологические) особенности организма. Они включают:

  • Особенности строения головного мозга,
  • Строение органов чувств и движения,
  • Свойства нервной системы, присутствующие у человека от рождения.

На развитие соответствующих способностей влияют особенности высшей нервной деятельности. Например, от скорости образования и прочности условных рефлексов будет зависеть скорость и прочность овладения знаниями и навыками. Быстрота выработки дифференцированного торможения на сходные раздражители покажет возможность тонкого улавливания сходств и различий предметов (их свойств).

Скорость и легкость образования и переделки динамического стереотипа отражает приспособляемость к новым условиям. Благодаря этому свойству человек готов быстрее переключаться от одного способа выполнения деятельности к другим.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис