Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Самодетерминация в личных историях взрослых респондентов

Определение 1

Самодетерминация — это способность действовать непрогнозируемым образом с позиции внешнего наблюдателя. При этом у действующего индивида присутствует внутренняя осмысленность и последовательность действий, опора в принятии решения и управлении поведением на высшие осознанные критерии.

Становление механизмов самодетерминации

Становление механизмов самодетерминации способно выступать в качестве особого, высшего уровня развития. Это характерно для всех живых организмов, которые обладают саморегуляцией. О нем судят по степени развития и характеру структурной организации потенциала личности.

Определение 2

Самодетерминация представляет собой способность человека выбирать и иметь свой выбор. Ее противопоставляют детерминации, которая является влиянием на поведение человека внешних сил.

Самодетерминацию также считают способностью к самостоятельному выбору направления саморазвития. Было постулировано наличие у человека способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни. Если с детского возраста условия существования ребенка способствовали предоставлению ему свободы выбора активности, сферы интересов, то он вырастает здоровой и полноценной личностью с наличием широкого диапазона возможностей без наложения ненужных ограничений.

Целью концепции самодетерминации является определение факторов, питающих врожденный потенциал человека. Они способны определять рост, интеграцию и здоровье. Также сюда входит процесс исследования условий, помогающих здоровому развитию и эффективному функционированию индивидов, групп и сообществ.

Развитие самодетерминации у взрослых

Самодетерминация является основной врожденной склонность, ведущей организм к вовлеченности в интересующее поведение. Последнее чаще всего обладает преимуществами для развития умения осуществлять гибкое взаимодействие с социальными субъектами и средой.

«Самодетерминация в личных историях взрослых респондентов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В качестве эмпирических критерий самодетерминации выступают:

  • спонтанность,
  • креативность,
  • интерес и личностная значимость в качестве причин для действий,
  • чувства и ощущение себя свободным,
  • определенные психолингвистические индикаторы (например, глаголы «должен» и «хочу», преобладающие в речи).

Потребность в самодетерминации начинает развиваться с первых дней жизни. Уже с момента рождения для ребенка характерны естественные тенденции исследовать и манипулировать, а также проявлять любопытство. Все эти признаки присущи для конца 6 месяца как свободное «Я». К 9 месяцам их выражение происходит через абсолютное предпочтение новизны, в год это приводит к устойчивым попыткам уметь что-либо. Уже в более старшие годы признаки дифференцируются в различные специфические интересы.

В подобных тенденциях происходит проявление внутренней мотивации, поэтому признаки не могут требовать внешнего стимула или давления, возникая спонтанно. Это происходит в случае отсутствия препятствий со стороны социального контекста.

Внутренне мотивированная форма активности способна обеспечивать собственную награду как возбуждение, интерес и наслаждение (сопутствуют ей). Она представляет собой самоцель и не включает средства для достижения более отдаленных последствий.

Замечание 1

Понятие «самодетерминация» предложил и в деталях разработали американские ученые Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан. Базовые положения концепции они формулировали в отношении проблемы мотивации поведения личности в 80-е гг. 20 века.

Объясняя причины поведения человека, данная теория принимала к учету не только воздействия, которые оказывала окружающая среда, но и его собственные стремления и способность согласования внешних требований и имеющихся потенциальных возможностей для достижения поставленных целей.

Проявление самодетерминации

Теория самодетерминации рассматривает человека в качестве активного деятеля, который способен эффективно использовать свойства биологического, психологического и социального характера. Они необходимы для достижения поставленных целей и применяются даже в условиях ограничений, которые накладывает текущая ситуация.

Все это связано с тем, что для человека характерны 3 основные психологические потребности, являющиеся врожденными по своей природе:

  • потребность в самодетерминации (автономии),
  • потребность в компетентности,
  • потребность в близких отношениях с окружающими.

Первая потребность состоит в стремлении человека к самостоятельному контролю своих действий и поведения, а также становление как независимый инициатор. Ее удовлетворение тесно связано с двумя остальными и не достигается без них.

Например, при проведении экспериментальных исследований подростки с высоким уровнем самодетерминации отметили, что их отношения с матерью и отцом доверительные и дружеские, а сами родители всегда проявляют интерес к их деятельности, предоставляя им при этом достаточное количество свободы.

Самодетерминация представляет собой не только потребность, но и качественную характеристику человеческого поведения. Она включает способность человека осуществлять выбор, чувствуя самого себя, а не подкрепления, стимулы или внешние силы. При этом именно человек, включая его убеждения, желания и стремления, выступает как источник и причина поведения. Здесь успех или неудача в действиях могут быть объяснены эффективностью саморегуляции, что отражает большое значение внутреннего локуса контроля и воли при обеспечении самодетерминации поведения.

Отличительная особенность самодетерминации в историях взрослых людей состоит в гибкости в процессе управления и взаимодействия между собой и окружением. Здесь человек может так выстраивать собственное поведение в конкретных условиях, что действовать приходится в зависимости от предъявляемых требований, достигая при этом поставленной цели.

Самодетерминация взрослых включает как осуществляемый человеком контроль своего окружения или результатов действий, так и выбор вариантов прекращения данного контроля. Ее становление влияет на формирование внутренней мотивации, являющейся базовой основой автономного, неадаптивного поведения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot