Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это специфические отклонения в формировании компонентов речи стойкого характера. Они затрагивают всю речевую систему (лексический и грамматический строй речи, фонематические процессы, произношение звуков, просодическая организация звукового потока). Нарушения встречаются у школьников и при сохранившемся слухе и нормальном интеллекте.
Социальный статус и речь в жизни человека
Человек рожден социальным существом, так как с момента рождения его включают в сложную систему социальных связей. В этом процессе личность овладевает социальным опытом, приобщаясь к разным областям общественной жизни и приобретая относительную самостоятельность (автономность).
После поступления в школу происходит изменение личности ребенка и его режима, формируются новые отношения с окружающими (в первую очередь, со сверстниками и учителем). А. Н. Леонтьев отмечал, что решающую роль в «рождении личности» играет создание «общей произвольности поведения».
Произвольность представляет собой системообразующее качество личности, которое состоит из регуляции эмоций, сдерживания чувств через развитую речевую деятельность.
Л. С. Выготский писал, что речь занимает ключевое место в рамках системы высших психических функций. Она считается базовым механизмом мышления и сознательной деятельности. Без этого процесса невозможно формирование и развитие личности.
Ограниченность речи у школьников с тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР) включает:
- коммуникативную депривацию;
- стойкие лексические, грамматические, фонетические и фонематические нарушения;
- сниженную мотивацию и активность в общении;
- снижение активности в социуме (отрицательно влияет на процесс социального становления школьника).
В качестве важнейших изменений, способных определить ход социального развития школьника, выступают изменения психологической структуры деятельности. Она к завершению дошкольного возраста может достичь значительной степени формирования.
Речь для школьника становится средством планирования в сознании порядка действий, помогающих достичь некоторой цели. Она способствует постановке конкретных целей. В речи школьников также проявляются правила поведения и нормы социума, непосредственно влияющие на его поведение.
Речь помогает предвидеть результаты действий. Таким образом, к началу младшего школьного возраста она представляет собой регулятор поведения и деятельности. Формирование регулирующей функции речи предопределяет для школьника возникновение способности подчинять собственные действия речевой инструкции взрослого, включая их планирование.
Особенности младших школьников с ТНР
У большего количества младших школьников с ТНР происходит нарушение произвольных процессов. Огромная сложность для них представлена необходимостью сосредоточиться на выполнении заданий, направлением внимания на достижение поставленных целей, доведением начатого до получения требуемого результата.
Школьники имеют трудности в организации деятельности, они не всегда могут переключать внимание, не способны войти в новый вид деятельности, выполнять задания в определенной последовательности. Для школьников с ТНР присущи особенности темпа деятельности, которые проявляются через ускорение или замедление темпа выполнения заданий. Перечисленные особенности отрицательно отражаются на школьной успеваемости младших школьников с ТНР, ограничивают их активность в значимой социальной среде (школе).
Младшие школьники с приходом в школу вместе с освоением учебной деятельности вступают в новые отношения, так как происходит изменение круга общения. Большие изменения происходят во взаимоотношениях с окружающими. Здесь деструктуризация межличностных отношений при ТНР способна указать на отсутствие способности прогнозировать возможное возникновение конфликта в ходе совместной деятельности, умения адекватно поступать в конкретных ситуациях.
У большей части детей с ТНР отмечено стремление доминировать при нежелании поддерживать дружеские отношения. Они показывают стремление к только лишь к тем дружеским взаимоотношениям, которые связаны с мотивом получения выгоды, но оно проявляется в более старшем возрасте.
Полноценному участию в отношениях со сверстниками мешает остаточная осознанность значимости школьных отношений и предпочтение их семейным отношениям. По этой причине у младших школьников с ТНР можно увидеть трудности усвоения и применения социальных норм.
Проблема социального становления младших школьников с ТНР
Для школьников с ТНР характерно недоразвитие эмоциональной сферы, которая предполагает эмоциональную настройку на задачу и эффективное использование негативных и позитивных эмоций. Эмоциональную сферу детей с ТНР характеризуют:
- недостаточно развитым сопереживанием другим людям,
- децентрацией,
- неумением предвосхищать события и поступки.
Если ситуации эмоционально спокойны, то школьники с ТНР способны к сопереживанию. Если же происходит личностное соперничество, то у ребенка с речевой патологией резко растет число негативных экспрессии в отношении сверстника. В этом случае он оказывается как бы в роли «потерпевшего», испытывая негативные переживания по поводу случившегося.
Торможение развития эмоциональных характеристик происходит из-за недостаточного опыта коммуникативного взаимодействия, низкой степени эмоциональной децентрации, бедного набора гибко адаптируемых способов поведения, которые запускаются с помощью соответствующих стимулов. Все это важно учитывать в процессе формирования социального поведения у этой категории детей.
Исследования эмоциональной лексики младших школьников с речевыми патологиями показали, что в их экспрессивной речи преобладающим является общий оценочный тип аксиологических значений. Школьники с тяжелыми нарушениями речи в основном используют общеизвестные и самые распространенные слова и выражения. Эмоционально-экспрессивную лексику они используют выборочно и фрагментарно.