Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Выученная беспомощность

Исследования феномена «выученная беспомощность»

Определение 1

Выученная беспомощность - это состояние человека или животного, при котором живое существо не видит связи между собственными усилиями и результатом, а также не предпринимает попыток для улучшения собственного состояния при условии, что имеет для этого все возможности.

Данное понятие было введено американским психологом Мартином Селигманом в конце 60-х годов 20 века. Это время в психологии связано с переосмыслением природы мотивации и ее составляющих: если до этого мотивация рассматривалась только лишь как сила желания, влияющая на наше поведение, то 50-60 годы - это когнитивная революция в области мотивации.

Появились новые подходы, в рамках которых предлагалась идея о том, что дело не просто в силе импульса и понимании, чего мы хотим достичь, но еще и в осознании индивидом, каковы его шансы для этого, что влияет на готовность индивида вкладываться в достижение данной цели. Таким образом, выяснилось, что мотивация - это довольно сложное явление, которое отнюдь не сводится только лишь к желаниям и потребностям.

На волне этих переосмыслений М. Селигман со своими коллегами как раз занимался разработкой нового мотивационного подхода, в рамках которого он поставил эксперимент, основной задачей которого было объяснение депрессии (главного расстройства того времени).

Суть эксперимента сводилась к следующему: выделялось 3 группы подопытных животных, одна из которых была контрольной (то есть в ней не было реализовано экспериментальное воздействие). Животные из двух других групп поодиночке помещались в специальную камеру, которая была устроена таким образом, что через металлический пол подавались довольно сильные, но не опасные для здоровья удары током. Собаки из основной экспериментальной группы находились какое-то время в таком помещении, пытаясь выбраться. но безуспешно.

Так, спустя какое-то время собаки переставали предпринимать какие-либо попытки, забивались в угол и лишь подвывали, когда приходил новый удар. После этого животных переводили в другое помещение, похожее на первое, но в новом можно было избежать ударов, пробравшись через небольшой барьер в изолированный отсек.

«Выученная беспомощность» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Те собаки, которые не подвергались изначальным ударам, быстро находили возможность спрятаться в отсек, а те, которые подвергались изначальному воздействию, - не предпринимали никаких действий.

Похожие эксперименты ставились и на людях: без ударов тока, но с прослушиванием неприятных звуков. Результаты были сходные. Такую стратегию поведения автор и назвал выученной беспомощностью.

Особенности и признаки выученной беспомощности

Определение 2

Итак, феномен выученной беспомощности связан с неадаптивным и пассивным поведением человека. Это нарушение мотивации, которое развивается в ходе переживания субъектом неподконтрольной ему ситуации, то есть той, в которой результат не зависел от его усилий.

Выученная беспомощность характеризуется дефицитом в 3 сферах:

  • мотивационной - неспособность активно и инициативно действовать в ситуации, включаться в нее;
  • когнитивной - неспособность выделять в аналогичных ситуациях позитивный исход действий, склонность переносить негативный опыт на все последующие;
  • эмоциональной - подавление собственных эмоций, склонность впадать в депрессивные состояния, возникающие вследствие ощущения бесплодности собственных действий.

Различают 2 вида беспомощности:

  • личностная - это устойчивая характеристика мотивационной сферы личности, которая формируется в процессе развития под влиянием взаимодействия с окружающими;
  • ситуативная - это временная реакция человека на неподконтрольные ему события.

Личностная беспомощность проявляется в таких характеристиках, как: замкнутость, эмоциональная неустойчивость, робость, склонность к чувству вины, низкой самооценке, пассивности, отсутствие креативности, пессимистичный настрой восприятия и т. д.

М. Селигман отмечает, что выученная беспомощность формируется к 8 годам и отражает степень веры человека в эффективность собственных действий. Он выделяет 3 главных источника формирования беспомощности:

  1. Опыт переживаний неподконтрольных событий, в которых индивид не имел возможности никак контролировать ситуацию. Этот опыт переносится на любые другие ситуации вообще, в которых возможность контроля реально существует.
  2. Опыт видения и наблюдения беспомощных людей (например, по телевизору).
  3. Отсутствие достаточной самостоятельности в детстве.

Так или иначе, но определяющую роль в формировании беспомощности на ранних этапах развития играет семья: родители детей с личностной беспомощностью в большей мере склонны проявлять неустойчивость стиля воспитания. Матери таких детей в большей мере склонны к потворствованию, некритичному удовлетворению детских потребностей. Также для них характерна гиперпротекция, превращение желаний ребенка в закон. Отцы же таких детей склонны к нечеткому установлению границ, предъявлению требований, закреплению малого количества обязанностей. Но с другой стороны, они склонны к чрезмерным запретам и санкциям, несоразмерным наказаниям.

Обоим родителям беспомощных детей свойственна проекция своих нежелательных качеств: родитель склонен видеть в ребенке черты, которые он не принимает в самом себе. А также родители подспудно уверены, что эти качества неисправны.

Новые исследования феномена

Коллега М. Селигмана Стивен Майер занимался изучением активности структур мозга и в 2000 году предоставил результаты исследований, согласно которым не беспомощность является выученной, а сам контроль.

По мнению С. Майера, беспомощность является исходным (стартовым) состоянием, которое постепенно преодолевается за счет усвоения индивидом идеи о возможности контроля.

М. Селигман приводит пример о том, что наши древние предки не имели никакой возможности контролировать какие-то нежелательные события, вызванные внешними условиями и обстоятельствами: у них не было возможностей прогнозировать угрозу на расстоянии, не было комплексных реакций по развитию контроля над ними. То есть негативные события для живых существ изначально были неконтролируемы, а потенциал реагирования довольно низкий.

Но по мере развития и эволюции формируются когнитивные и поведенческие способы контроля, появляются возможности распознавать угрозу на расстоянии, контроль становится возможным в ситуациях длительной угрозы. Так или иначе появляются способы преодоления негативных воздействий разного характера.

Как пишут авторы, эволюционно контроль сформировался относительно недавно, поскольку он связан с развитием префронтальной зоны больших полушарий, которая связана с преодолением негативных эффектов от непредвиденных ситуаций, а также обеспечивает формирование надстроечных структур, которые выводят регуляцию наших реакций на принципиально новый уровень.

Однако контроль вырабатывается не только в ходе эволюции, но и индивидуального развития: в рамках воспитания ребенка очень важно отслеживать вместе с ним взаимосвязь между его действиями и результатом, чтобы он понимал, что его действия на что-то в мире влияют.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot