Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вопрос о природе души; душа как особая сущность

Природа души

Аристотель – выдающийся древнегреческий философ считал, что среди прочих знаний исследованию души необходимо отвести одно из первых мест, как наиболее возвышенному и удивительному. Действительно, душа всегда была предметом споров и дискуссий, вызывая острый интеллектуальный интерес, являясь темой не только религий, но и философских направлений. История веры человека в душу, по мнению доктора Рихарда Мюллера-Фрейенфельса, является историей всей человеческой расы.

Очень хорошо и понятно эту проблему сформулировал профессор Эймсом, сказав, что с одной стороны находится душа (собственное «Я») со своим мышлением, а по другую сторону лежит весь мир объектов. Эту пустоту между «Я» и остальными объектами пытались преодолеть мудрецы древности, чтобы найти надежный мост между ними. Такого моста не было, поэтому по разные стороны пропасти выстроились армии философов, рассматривавших душу как причину жизни, дыхания, познания в зависимости от того, к какому лагерю они относились – идеалистам или материалистам.

С материалистической точки зрения учение о душе развивалось как часть материалистической философии, вершиной которой был атомистический материализм. Родоначальниками этого учения были Левкипп (V век до н.э.) и его ученик Демокрит. Считая душу материальной, они верили в то, что после смерти человека душа рассеивается в воздухе, поэтому смертны и тело, и душа.

Представления Демокрита о душе продолжили разрабатывать Эпикур, Лукреций и стоики. Эпикур считал, что душа может быть только у тех существ, которые имеют способность ощущать, а Лукреций говорит еще о духе, дух по Лукрецию называется умом, который является душой души.

Определение

Стоики – это представители философской школы стоицизма, возникшей в период раннего эллинизма. Своим названием школа обязана портику Стоа Пойкиле – расписной портик в Афинах, портик храма. Основателем стоицизма считают Зенона Китийского, проповедовавшего свое учение о душе как модификации «пневмы» – огненного воздуха.

Философы идеалистического лагеря, например, Фалес, считали, что душа это что-то особое, отличное от тела, а пифагорейцы верили в бессмертие и переселение души, считая при этом тело чем-то случайным.

Впервые душу как источник нравственности человека рассматривает Сократ, считая её психическим качеством индивида и свойственным только разумным существам. По своей природе душа выше тленного тела, поэтому должна властвовать над ним и направлять жизнь человека. Но часто происходит обратное, когда тело берет душу в свои оковы. Тело заботится о своем пропитании, подвергается разным недугам, страхам и соблазнам. Из-за потребностей тела возникают ссоры и войны. Наконец, именно тело мешает чистому познанию мира, которое античные психологи называли важнейшей функцией души, выделяя сначала только две ступени в этом процессе – ощущение и мышление.

«Вопрос о природе души; душа как особая сущность» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение

Можно выделить три точки зрения на природу души, которые сформулированы в словаре Уэбстера:

  • первая точка зрения говорит о том, что душа трактуется как сущность или объект и проявляется в человеческом целенаправленном мышлении, являясь субъектом опыта, нарабатываемого с помощью тела. Душа не ум, но то, что мыслит;
  • вторая точка зрения отождествляет душу с умом или сознательным опытом, являясь общей концепцией идеалистов;
  • в третьей точке зрения душа рассматривается как функция или сумма функций мозга.

Мозг выделяет мысль, учил Пьер Кабанис (1757-1808), как желудок переваривает пищу.

Говоря о нынешней тенденции мирового мышления, Уэбстер останавливается на концепции Фехнера, которая рассматривает душу как цельный единый духовный процесс, неразрывно связанный с цельным единым телесным процессом. Уэбстер считает это промежутком между идеалистической и материалистической точками зрения.

Научное изучение природы души и психики началось с бурным расцветом естественных наук в XVI веке. Так, по мнению английского философа Ф. Бекона (1561-1626), чувственная душа есть телесная субстанция, содержащаяся в мозге. Она движется по нервам и артериям, а поскольку она сильно разреженная, то её не видно. Идеи Бекона в какой-то степени послужили толчком для развития научных представлений о высшей нервной деятельности.

Имеющиеся учения о природе и предмете души были подытожены в XVII, в результате чего появилась теория анимизма. В переводе с латинского «anima» означает душа. В доктрине анимизма господствует мифологическое представление о ней. Чувственно воспринимаемые конкретные вещи наделялись сверхъестественными двойниками – душами, а окружающий мир зависел от произвола этих душ. Анимисты считали, что душа есть жизненный принцип, который несет ответственность за всё органическое развитие.

На смену анимизму приходит учение о всеобщей одушевленности мира, получившее название гилозоизм. Это был уже принципиально новый подход, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью.

Философы выделяют в душе две части: разумную и неразумную. В разумной части души выделяется собственно разумная, желательная, чувствующая:

  • разумная часть по-другому называется познавательной, т.е. высшей силой души, именно она отличает добро от зла и имеет власть над желательной силой. Она показывает, к чему следует склоняться в желаниях, какие желания любить, от каких следует отвернуться;
  • чувствующую – эмоциональную часть называют раздражительной силой. Раздражительная сила возбуждает в человеке душевную энергию, а чувствующая сила помогает нравственному совершенствованию, подчиняясь разуму;
  • неразумная часть души представляет психофизические отправления низшей чувственной природы тела и делится на неповинующуюся разуму (свертывание крови, рождение) и повинующуюся (гнев, похоть).

Сущность души

С древних времен вопрос о сущности души интересовал людей, и за многие века об этом предмете накопилось много разных представлений. Рассмотрим некоторые моменты этого:

  • Душа в древних представлениях это особая сила, которая обитает в теле человека и животного. Она покидает тело в случае смерти или во время сна;
  • Душа человека в теистических религиях является неповторимым бессмертным духовным началом, созданным Богом;
  • Душа в новоевропейской философии употребляется для обозначения внутреннего мира человека;
  • Человеческая душа является началом жизни организма и способности ощущения, мышления, сознания, чувства и воли;
  • Душа – это одаренное разумом и волей бессмертное духовное существо, жизненное существо человека, отдельное от тела и от духа;
  • Душа является внутренним, психическим миром человека, его сознанием;
  • Душа, по мнению Немезия Емесского, не тело и не свойство… она есть бестелесная сущность;
  • Сама по себе душа есть субстанция совершенно нематериальная;
  • Душа есть сущность бестелесная, мысленная, бессмертная;
  • Душа есть сущность всего живого.

Определения сущности души, приведенные выше, утверждают её нематериальность, однако эту нематериальность надо отличать от телесности или бестелесности души.

Сущностность души утверждает несколько категорий человеческого бытия:

  • Душа живет самостоятельно, независимо от тела;
  • Душа в отличие от тела имеет другое происхождение;
  • Душа по своему творению бессмертна.

Аристотель считал разумную душу идеальной и неотделимой от тела, а её сущность божественной. Такая душа не уничтожается после смерти, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.

Согласно Платону, сущность человеческой души заключается не только в её единстве, но еще и в самодвижении. Он считал, что все, что движет себя само, является бессмертным, а все, что приводится в движение чем-то другим – конечно и смертно. Являясь сторонником теории переселения душ, Платон верил, что после смерти душа отделяется от тела и, в зависимости от того какую земную жизнь она вела, вновь вселяется уже в другое тело. В царстве идей остаются самые совершенные души, навсегда оставляя земной несовершенный мир.

В силу того, что тело тленно, а душа бессмертна, человек дуалистичен, и в этом заложен вечный трагизм, ибо тело тянет человека в животный мир, а душа – в божественный. Святой Макарий решительно говорил о том, что богообразие души совсем не означает, что сущность души тождественна сущности Бога.

Хранилищем того, что человек смог взять из всего многообразия, накопленного цивилизацией, является его душа. Независимо от того, кто является носителем души в любой реальности суть её проста и универсальна, она имеет информационную сущность, т.е. состоит из совокупности всех знаний человека. Душа без знаний немыслима и невозможна, а если стереть память, значит стереть и душу, которая является сущностью совершенной, полностью бестелесной, разумной, желающей, самовластной, активной, независимой и бессмертной. Подлинной сущностью души является разум, а занебесное бытие есть её подлинная отчизна.

Дата последнего обновления статьи: 06.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot