Развитие психических функций человека происходит благодаря существованию памяти, наличию речи, мышлению вниманию и восприятию. При этом данные функции имеют социальный характер, являются опосредованными по своему строению и непроизвольными по характеру проявления.
В психике человека, наряду с низшими психическими процессами, данными ему в момент рождения природой, существуют высшие психические функции.
Рассмотрим основные их виды подробнее.
Память
Памятью называют психическую функцию и один из видов мыслительной деятельности, необходимый для сохранения, накапливания и воспроизведения информации.
Способность длительное время помнить об информации, о происходящих событиях и при этом использовать информацию многократно.
Память тесно связана со всеми видами психических процессов. Различают две формы памяти: произвольную и непроизвольную.
-
Произвольная память связана с присутствием конкретной цели во время запоминания.
-
Непроизвольная память- в процессе запоминания и воспроизведения отсутствуют цели для фиксации информации.
Память подразделяется на четыре вида:
- Образная — связана с представлением. Так запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, ранее происходящие в реальности.
- Эмоциональная – связана с эмоциями и чувствами. Основой является эмоциональное состояние, прожитое человеком в прошлом.
- Словесно-логическая – является основой памяти человека. Сюда входят все мысли, составляющие понимание человека. Благодаря данной памяти любое знание человека становится его проживанием и опытом.
- Двигательная – связана с движениями. Она является основой двигательных действий в любой деятельности.
Память осуществляет взаимосвязь между психикой в прошлом, настоящим и подготовкой будущего. Передаёт устойчивость жизненного опыта, обеспечивая непрерывное существование личности и формирование индивидуальности.
Речь
Речь служит для общения и передачи информации. Является главным механизмом мышления сознательного человека. С помощью речи возможно передать смысловые понятия, воспринимаемые органами чувств.
Благодаря письменной речи человечество может повествовать о жизни в прошлом, о делах и мыслях предыдущих поколений. Так происходит обогащение одних людей за счет опыта других. При этом возможно наблюдение и восприятие речи через органы чувств.
Речь является средством мышления и отражением сознания. Только с помощью речи возможно интеллектуальное развитие личности человека.
Мышление
Мышлением называется опосредованный процесс психических функций, обобщающий отражение закономерностей в реальности, существующий для преодоления проблем.
Благодаря мышлению возможными являются устойчивые взаимосвязи и отношения между различными вещами. С помощью мышления происходит обобщенное познание действительности.
Существует три вида мышления:
- Наглядно-действенное, является материальной составляющей человеческой жизни человека, благодаря осмысливанию и анализу своего поведения и поступков.
- Наглядно-образное, проявляется тогда, когда человек воспринимает образы, возникающие из прошлого опыта.
- Теоретическое, появляется в момент мыслительных процессов, при этом используются абстрактные понятия и теоретические знания. Основой данного мышления служат логические рассуждения.
Внимание
Формирует направление и избирательность процесса познания. Характеризуется точным и детализированным восприятием, прочностью избирательной памяти, направленностью и продуктивностью мышления.
Благодаря вниманию активизируются необходимые и замедляются незначительные психические и физиологические процессы. Внимание служит фактором, способным концентрироваться на важной информации и при необходимости переводить ее в хранилище долговременной памяти.
Среди человеческих взаимоотношений внимание формирует взаимопонимание и адаптацию людей между собой.
Восприятие
Это чувственное отображение предмета или процесса в реальной действительности, которое воздействует на все органы чувств. Сюда входят чувственные образы и осознание выделяющегося предмета из субъективной картины мира.