Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Элементарные и высшие психические функции у человека

Все предметы / Психология / Элементарные и высшие психические функции у человека
Определение 1

Высшие психические функции — это специфические сложные формы сознательной психической деятельности, к ним относят память, мышление, восприятие, внимание, воображение и речь.

Особенности психики и ее функций

Внутренний мир человека заключается в его психической жизни, которая состоит в образах, мыслях, чувствах, стремлениях, потребностях и др. Она включает всю совокупность психического отражения действительности.

Психика — это внутренний мир человека, возникший на самой высокой ступени развития материального мира. Ее нет у растений и предметов неживой природы. Она способна отражать окружающую действительность с помощью психического отражения реальности, когда человек познает ее и так или иначе воздействует на окружающее пространство.

Психика считается особенным свойством высокоорганизованной материи. Оно состоит в отражении объективного мира и представляет собой общее понятие, способное объединить большую часть субъективных явлений, которые изучает психология как наука.

Существует два разных философских подхода к пониманию природы и проявления психики: материалистический подход и идеалистический подход. В соответствии с первым из них психическое явление — это свойство высокоорганизованной живой материи, предназначенное для самоуправления развитием и самопознанием (рефлексия).

Зависимость психических процессов от личности в качестве индивидуальности может выражаться через следующие составляющие:

  • Индивидуальные различия;
  • Зависимость от общего развития;
  • Превращение в сознательно регулируемые действия (операцию).

Особенности психических функций

Психологи уже давно выделили два вида психических функций: высшие и элементарные. В состав элементарных психическим функциям можно включить психические функции, с которыми рождается человек.

Готовые работы на аналогичную тему

Элементарные психические функции:

  • Непроизвольная память,
  • Непроизвольное внимание и ощущения,
  • Восприятие новорожденного,
  • Элементарное мышление и т.д.

Еще Л. С. Выготский, исследуя проблемы развития личности, рассматривал данные функции. Их формирование происходит в специфических условиях социализации. Функции, которые наделены особыми признаками, ученый отнес к высшим функциям, определив их на уровне идеи, понятия, концепции и теории.

В целом Выготский выявил два уровня психических процессов: естественные и высшие. Первые из них даны человеку в качестве природного существа. Их реализация происходит благодаря спонтанному реагированию. Высшие психические функции (ВПФ) развиваются лишь в ходе онтогенеза при наличии определенного социального взаимодействия.

Характеристика высших психических функций

Развитие психики в соответствии с материалистической концепцией происходит, главным образом, благодаря памяти, речи, мышлению и сознанию. Этот процесс связан с усложнением деятельности, широким использованием знаковых систем, совершенствованием орудий труда, которые выступают в качестве средств исследования окружающего мира. У людей, вместе с низшими (элементарными) уровнями организации психических процессов, данными ему природой, развиваются также высшие.

Появление представлений показывает то, что восприятие человека оставляет в коре мозга определенный след, сохраняющийся некоторое время. То же самое происходит и с мыслями (чувствами). Запоминание, сохранение и дальнейшее воспроизведение (узнавание) того, что было в прошлом опыте, в психологии называется память.

Еще один высший психический процесс представлен речью, которая является базовым средством человеческого общения. Без речевого навыка люди не получили бы возможности передавать большое количество информации, в частности той, которая должна нести большую смысловую нагрузку или фиксировать то, что невозможно воспринимать органами чувств (например, абстрактные понятия; явления, которые не воспринимаются непосредственно, правила и законы).

Мышление в качестве ВПФ — это высший познавательный процесс, который заключается в порождении нового знания, активной форме творческого отражения и преобразованием действительности. Мышление способно порождать такой результат, которого нет ни в одной действительности, ни у субъекта на данный момент времени. В элементарном виде мышление имеется у животных. Его также можно понимать в качестве процесса получения новых знаний, творческого преобразования имеющихся представлений.

Внимание — это еще одна высшая психическая функция, которая играет большую роль в жизни и деятельности человека. С помощью внимания активизируются необходимые и тормозятся ненужные в соответствующий момент времени психологические и физиологические процессы.

Эта функция психики высшего порядка помогает организованно и целенаправленно отбирать поступающую в организм информацию. Это производится в зависимости от актуальных потребностей и призвано обеспечивать избирательную и долговременную сосредоточенность психической активности на единственном объекте или действии.

Восприятие в рамках ВПФ представляет собой чувственное отображение предмета или явления объективной действительности. Они воздействуют на человеческие органы чувств определенным образом.

Восприятие человека ученые рассматривают с давних пор не только в качестве чувственного образа, но и в качестве осознания. Эта функция высшего порядка выделяет предмет из окружающего мира, который противостоит субъекту. Процесс осознания чувственной стороны данного предмета и представляет собой основную и самую значимую отличительную черту восприятия.

Возможность воспринимать окружающий мир предполагает у субъектов наличие способности не только проявлять реакцию на чувственные раздражители, но и осуществлять осознание соответственно чувственных качеств как свойств выбранных предметов или явлений.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис