Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология лиц с нарушениями речи

Определение 1

Психология лиц с нарушениями речи (логопсихология) — это часть специальной психологии, которая исследует причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру психических расстройств у индивидов с нарушениями речи.

Предмет и задачи логопсихологии

Логопсихология исследует и определяет механизмы психической адаптации лиц с нарушениями речи, занимается разработкой системы психологической помощи. Она образовалась в качестве практической прикладной дисциплины по причине появления потребности оказывать психологическую помощь лицам, которые имеют нарушения речи.

Назвать время и место возникновения этого раздела психологии трудно, так как использование психологических знаний и интерпретаций отдельных аспектов речевых расстройств осуществлялось в разных государствах и в разное время.

Замечание 1

В качестве предмета логопсихологии выступают психические особенности лиц с нарушениями речи, а также методы психологической помощи (коррекция и терапия).

Цель логопсихологии состоит в оказании психологической помощи лицам с нарушениями речи, а в состав ее задач входит:

  • Исследование механизмов взаимодействия психических и речевых процессов;
  • Оценивание психики человека, который имеет расстройство речи, с точки зрения целостного подхода как основы для оптимальной диагностической и коррекционной практики;
  • Исследование психологических особенностей лиц, которые страдают различными формами речевых патологий;
  • Формирование методов дифференциальной диагностики, которые дают возможность выделения первичного речевого недоразвития среди сходных по внешним проявлениям состояний (например, аутизм, нарушение слуховой функции, задержка психического развития, сложные недостатки развития);
  • Улучшение методик психологической профилактики коррекции и др.
«Психология лиц с нарушениями речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Психологические особенности нарушения речи

Определение 2

Речь имеет решающее значение в системе высших психических функций. Она представляет собой основной механизм мышления, сознательной деятельности людей. Вне ее невозможно говорить о формировании личности. Из этого следует, что речь не только сама является высшей психической функцией, но и способствует переходу в эту категорию прочих психических функций.

В соответствии с современными представлениями высшие психические функции включают сложные системные психические процессы как сознательную форму психической деятельности. Они формируются в ходе развития человека под воздействием общества и связаны с употреблением знаков, обеспечивающих пластичность и адаптивность поведения.

Заслугу определения специфики речи как высшей психической функции относят Л. С. Выготскому. В соответствии с его исследованиями речевые нарушения протекают по общим законам. Он писал, что в случае распада высших психических функций при протекании болезненных процессов, в первую очередь, происходит уничтожение связи символических и натуральных функций. По этой причине отщепляется ряд натуральных процессов, начинающих действовать по примитивным законам.

Ученый показал, что распады высших психических функций — это собой процесс, с качественной стороны обратный их построению. Самая яркая иллюстрация этого положения Л. С. Выготского заключается в распаде высших психических функций при афазии. Здесь можно наблюдать не только выпадение отдельных знаковых операций, но глубокие нарушения всех высших психических систем.

По причине снижения способности владения высшими знаковыми операциями на практике люди, страдающие афазией, целиком подчиняются элементарным законам оптического поля. Они теряют способность задерживать собственные действия, манипулировать образами, делать замыслы, отвлекаться в своих действиях и мыслях от конкретной ситуации. Для них характерной становится примитивная форма реакции на внешние воздействия в виде подражания.

Таким образом, речь через процессы порождения и восприятия сообщений может служить инструментом общения или регуляции (контроля) собственной деятельности. Она способна играть главную роль в системе высших психических функций. Это обусловлено тем, что при перестройке внимания, памяти, мышления, эмоций и других функций, им придается большая пластичность, что способствует более тонкому проявлению.

Наиболее значимыми могут быть особенности, отражающие структуру интегральных психических характеристик, включая личность, интеллект и деятельность. Последние способны проявляться в речи как в знаковой системе (аксиология, гносеология и праксиология).

Диагностика лиц с нарушениями речи в психологии

Логопедическую диагностику выстраивают от общего к частному, начиная от выявления комплекса речевых симптомов и заканчивая уточнением механизмов речевой патологии. Здесь же определяется соотношение между речевой и неречевой симптоматикой, определяется структура речевого дефекта.

Замечание 2

При определении структуры дефекта Л. С. Выготским было выведено, что любой дефект является сложным симптомокомплексом, в основе которого лежит первичный симптом. Последний вытекает из биологически обусловленного дефекта.

В качестве вторичных проявлений выступают психологические новообразования, для которых характерно наличие данного симптома. Выготский подчеркивал неразрывную связь между психологическими и биологическими проявлениями расстройств, которые не существуют изолированно друг от друга. Посредством переживаний личность страдающего человека включается в выздоровление. Конкретный механизм включения представлен внутренней картиной дефекта (болезни по концепции Р. А. Лурия).

Разная структура речевого дефекта предопределяет специфику целенаправленной коррекции. Отсутствующие однозначные связи состояния речи и прочих психических функций в силу сложности психической системы предъявляют высокие требования к подбору психодиагностических методик и осуществлению обследования.

Обследование должно обладать гибким характером, в том числе по отношению к диагностической гипотезе. Полученные данные призваны при этом служить не априорному (доопытному) подтверждению, а уточняют и по необходимости своевременно корректируют.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot