Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы понятийно-терминологического аппарата в специальной психологии

Специальная психология и её разделы

Определение 1

Специальная психология – это наука, которая изучает закономерности атипичного развития, а также его проявления и влияние на жизнь человека.

Развивалась эта наука как пограничная область знаний, имеющая связь с другими науками. Особенно широкими были её связи с общей психологией, медициной и педагогикой.

Специальная психология, как и другие науки, имеет свой предмет изучения –закономерности атипичного развития человека, причины и механизмы этого развития.

В поле её зрения особенности освоения социокультурного опыта человека с отклонениями и нарушениями психического развития и в частности – закономерности спонтанного познания окружающего мира, социализация изменений в психике, происходящих в результате корректирующего воздействия.

Статья: Проблемы понятийно-терминологического аппарата в специальной психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Формирование специальной психологии изначально происходило в рамках дефектологии. Интерес к детям с отклонениями в развитии ученые проявляли чисто эпизодически и только после того, как в европейских странах, США и России было введено обязательное обучение, возникла проблема. Суть этой проблемы заключалась в том, что некоторые дети не могли обучаться вместе со всеми, необходима была их дифференциация.

Основы теории и практики нормы были заложены в 1926 г российским психологом и педагогом Л. Выготским, вклад которого в мировую и отечественную науку был огромным. В том же году в России была открыта «Лаборатория психологии аномального детства».

Из всех разделов специальной психологии первыми появились такие направления, как:

За сто лет существования значительно расширилась область исследований и практического применения специальной психологии. В своих исследованиях она обратилась к детям с задержкой психического развития, с ранним аутизмом, со сложной структурой дефекта, с нарушениями речи и др.

«Проблемы понятийно-терминологического аппарата в специальной психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Наука рассматривает различные варианты патологии психического развития, искажения психического развития при врожденных заболеваниях, например, было выявлено, что глухота вызывает вторичные многочисленные изменения – изменения психического развития, перестройку жизненной позиции, систему взаимоотношений с окружающими людьми, восприятие, мышление и др.

Современное общество осознает равные права и потребности таких детей и отношение к «другим» детям меняется. Надо сказать, что методики, создаваемые для таких детей, позже были адаптированы для общей педагогики. Одним из примеров является методика Марии Монтессори, разработанная для умственно отсталых детей, которые давали показатели в письме и чтении значительно лучше своих сверстников из обычных школ.

Проблемы понятийно-терминологического аппарата специальной психологии

Каждая наука имеет свою сложившуюся систему понятий, которые выражаются определенными терминами. В общем, эта система понятий является относительно устойчивой, но не застывшей. Поскольку наука развивается, то по мере открытия новых фактов и закономерностей, она постоянно пополняется новыми понятиями и терминами.

В специальной психологии довольно часто и совсем необоснованно вводятся новые термины и понятия, заменяя, таким образом, устоявшиеся термины на новые, которые по своему значению являются синонимами. Например, на смену понятиям «дети с ограниченными возможностями» или «дети с недостатками развития» пришли новые – «проблемные дети», «дети с психофизическими особенностями», как будто у нормальных детей психофизические особенности отсутствуют.

В научной литературе, в принципе, такие термины употреблять недопустимо. Отсюда, специальная психология имеет актуальную проблему – стандартизация понятийно-терминологического аппарата.

Терминология специальной психологии, начиная с прошлого столетия, претерпела огромные изменения.

Предметом специальной психологии являются дети с отклонениями в развитии, но и здесь предмет меняет свою смысловую окраску. Например, термин «ненормальные дети» обозначал детей с недостатками развития, затем начал использоваться термин «дефективные дети», позже его вытесняет термин «аномальные дети». В 70-е годы появился и начал использоваться наряду с термином «аномальные дети» ещё один термин «дети с нарушениями развития».

Влияние Запада сказалось и на специальной психологии, где начинают применяться эвфемизмы – «особые дети», «дети с ограничениями в развитии», «дети с особыми потребностями» и др. Появление эвфемизмов объясняется тем, что на Западе детей с недостатками развития начали интегрировать в общую систему образования.

Получается, что в специальной психологии существует разлад и непонимание определения предмета изучения. Кроме этого термины «специальная педагогика» и «специальная психология» тоже были заменены терминами «коррекционная педагогика» и «коррекционная психология», но, тем не менее, специалисты используют старые термины.

В мире термин «коррекционный» употребляют в отношении работы с лицами, имеющими нарушения поведения и правонарушителями, а в учебных планах остается термин «специальная психология».

Что касается применения «смягчающей» терминологии, то энциклопедический психологический словарь А. Ребера говорит, что такой эвфемизм «исключительный ребенок» в одинаковой степени относится и к детям с ограниченными возможностями и к детям особо одаренным.

Однако значение термина «исключительный» к сожалению, привело к размыванию его значения.

Для России характерна своя история негативного отношения к лицам с психическими и физическими недостатками. В советский период эта тема была закрыта, и о людях с отклонениями говорить было не принято, поэтому обществом это воспринималось как негативное явление.

Для термина «умственная отсталость» используются термины «нарушение интеллекта», «интеллектуальная недостаточность», которые не являются синонимами умственной отсталости.

Такие термины как «нарушения мышления», «нарушения речи» к детям с недостатками развития применять нельзя, потому что они не соответствуют семантике слова «нарушение». Нарушить можно только то, что уже есть, а у маленьких детей речи ещё нет, поэтому она никак не может быть нарушена.

В категориальном аппарате при стирании границ понятий может наступить полная неразбериха.

Замечание 1

Таким образом, в понятийно-терминологическом аппарате специальной психологии необходима жесткая дисциплина, систематичность понятий, единая международная классификация, которая была бы понятна специалистам всего мира.

Представления о нормальном и отклоняющемся развитии

Сложной междисциплинарной проблемой является определение «степени нормальности» человека.

Современная система образования должна обеспечить каждому ребенку индивидуальную траекторию развития, как для так называемого среднестатистического ребенка, так и отличающегося неповторимостью и индивидуальной яркостью. В результате к уровню психосоциального развития понятие «нормы» сильно размывается и рассматривается в разных значениях.

Статистическая норма показывает уровень, который соответствует средним качественно-количественным показателям. Ориентация на статистическую норму развития является важной при первичной диагностике психического состояния ребенка при определении основного нарушения.

Норма представляет собой диапазон значений развития, например, роста, веса, уровня развития интеллекта и др. Эти значения находятся около среднего арифметического, в пределах стандартного квадратичного отклонения.

Чем дальше какая-либо характеристика от области среднего арифметического, тем больше оснований считать данный случай как отклонение.

Существует ещё функциональная норма, в основе которой лежит представление об индивидуальности и неповторимости развития человека, поэтому любое отклонение можно считать таковым только в сопоставлении с индивидуальным трендом развития личности.

Функциональная норма представляет собой своеобразный гармоничный баланс между возможностями, умениями и желаниями с одной стороны и с другой стороны, требованиями, предъявляемыми социумом.

Под идеальной нормой понимается оптимальное развитие человека в оптимальных для него социальных условиях – это высший уровень функциональной нормы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot