Развитие психологических наук приводит к появлению целого ряда научных направлений, в центре внимания которых – все аспекты психического развития личности. Одним из наиболее перспективных направлений научных исследований выступает специальная психология. Актуальность развития данной области обусловлена неуклонно возрастающим числом детей и подростков с психогенными нарушениями, которые могут проявляться в агрессивности, аутизации, поведенческих нарушениях и пр.
Современные подходы к пониманию специальной психологии
Специальная психология представляет собой область психологического знания об особых психических состояниях, которые возникают преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием факторов функциональной или органической природы, которые находят свое отражение в замедлении или выраженном в том или ином виде своеобразии психосоциального развития личности ребенка, затрудняющем процессы социализации личности, ее социально-психологическую адаптацию, включение в образовательно-воспитательный процесс, дальнейшее профессиональное самоопределение.
В наиболее общем виде научное направление представляет собой дисциплину, изучающую все аспекты атипичного развития личности ребенка, его проявлений и влияния. Научная область находится на стыке естественных, гуманитарных наук и педагогики, активно разрабатывает несколько направлений, включая олигофренопсихологию, тифлопсихологию, сурдопсихологию и пр.
Основные категории специальной психологии
Объектом изучения специальной психологии выступает личность ребенка или подростка с различными отклонениями в соматическом, психическом, интеллектуальном, личностно-социальном, сенсорном развитии; дети с особенностями развития, обучения и воспитания; люди старшего возраста с особыми потребностями в процессе организации образовательно-воспитательного процесса, обусловленными особенностями состояния здоровья.
Предметом научной области выступают причины, механизмы и закономерности атипичного развития, особенности освоения социокультурного опыта детьми и подростками с особыми потребностями; изучение процесса нарушенного психического развития.
Под нарушенным развитием в современной научной литературе понимается стойкое изменение параметров адекватного функционирования психики, темпов ее возрастной динамики, отличающихся от средних значений, характерных для данного возрастного периода личностного развития.
Одной из фундаментальных категорий специальной психологии выступает понятие атипии – атипичного развития, при котором возникают изменения в виде нарушений или отклонений в функционировании регуляторных, когнитивных либо эмоциональных психических процессов.
Основные цели и задачи специальной психологии
Цели и задачи воспитания ребенка с атипичным развитием определяются общепсихологическими и общепедагогическими принципами – оптимизация процессов социализации, адаптации к обществу, формирования гражданских качеств и пр.
Главной целью специальной психологии выступает диагностика, выявление, предотвращение дисбаланса между процессами развития и обучения ребенка, имеющего определенные психофизические недостатки.
Теоретико-методологическая и эмпирическая база знаний, накопленных специальной психологией, может стать основой для создания условий для моделирования оптимальной предметной среды для социально-психологической адаптации, социализации личности с особыми потребностями, дальнейшего профессионального самоопределения.