Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология высшей школы

Предмет изучения

Психология высшей школы - это раздел педагогической психологии. При этом при решении проблем высшего образования используются знания из общей и социальной психологии, психологии труда, возрастной психологии, клинической психологии, психофизиологии, юридической психологии, экологической психологии. В связи с этим предмет психологии высшей школы считается междисциплинарным.

Определение 1

Предметом психологии высшего образования являются психологические закономерности, а также эффективность воспитания и обучения в высшей школе.

В данном предмете изучения выделяется ряд отдельных проблем и частных предметов изучения:

  • психологическая структура учебной работы;
  • формирование познавательных процессов студентов, черт личности, профессиональных способностей, умений, навыков;
  • возрастные психофизиологические и психические особенности учащихся;
  • дифференциально-психологические особенности студентов и методы их диагностирования;
  • социально-психологические законы формирования преподавательского и студенческого коллектива;
  • психологические вопросы педагогического общения.

Психология высшего образования использует весь набор процедур, методов и методик исследования, психологического воздействия, применяемых во всех отраслях психологической науки:

  • наблюдение,
  • клиническая беседа,
  • эксперимент,
  • формализованные диагностические методики,
  • интервью,
  • генетико-формирующие методы,
  • тренинги,
  • анализ продуктов деятельности,
  • моделирование,
  • методы количественного анализа.

Условия и закономерности развития высшего образования

Для понимания природы и движущих сил развития высшего образования в современной реальности, требуется знание общих условий и устойчивых закономерностей, влияющих в целом на сферу образования и на высшее образование в частности. К таким закономерностям можно отнести следующие:

  • увеличение наукоемких производств, для эффективной деятельности которых более половины персонала должны иметь высшее или специальное образование;
  • активный рост объема технической и научной информации, что требует от квалифицированного специалиста обладания способностями и навыками самообразования, включения в систему повышения квалификации и непрерывного образования;
  • стремительная смена технологий, которая вызывает быстрое моральное старение производственных мощностей, что требует от специалиста качественной фундаментальной подготовки, способности осваивать новые технологии достаточно быстро;
  • научные исследования, ведущиеся на стыке разных наук требуют наличия обширных, фундаментальных знаний, умения работать коллективно;
  • появление достаточно мощных средств мыслительной деятельности, приводящее к автоматизации как физического, так и умственного труда и возрастанию ценности неалгоритмизируемой, творческой деятельности;
  • рост количества людей, задействованных в научной и иных видах сложной деятельности, который приводит к снижению среднего эвристического потенциала ученых, поэтому необходимо специалистам обладать знаниями методологии научной и практической деятельности;
  • рост производительности труда, позволяющий снизить долю населения, которое занято в материальном производстве, и увеличить количество работающих в области творчества и культуры;
  • повышение уровня благосостояния населения и его денежных доходов, которое приводит к росту платежеспособного спроса на услуги сферы образования.
«Психология высшей школы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В связи с вышеперечисленными факторами в развитии высшей школы также происходят изменения следующего характера:

  • демократизация высшего образования;
  • создание научных и учебно-производственных комплексов на базе высшей школы для интеграции образования, науки и производства;
  • фундаментализация образования, заключающаяся в углублении и расширении фундаментальной подготовки при параллельном сокращении объема обязательных и общих дисциплин за счет строго отбора материала и системного анализа содержания;
  • индивидуализация процесса обучения и трудовой деятельности студентов;
  • гуманизация и гуманитаризация образования, направленная на преодоление узкого, технократического мышления специалистов технического и естественно-научного профиля;
  • компьютеризация высшей школы;
  • переход к массовому высшему образованию;
  • автономизация и переход к выборности и самоуправлению руководящего состава в ВУЗах;
  • рост требований к профессионализму преподавателей, повышение значимости психологии и педагогики в подготовке преподавательских кадров ВУЗов;
  • формирование оценочной системы в отношении эффективности работы ВУЗов.
Замечание 1

Данные тенденции выражены в разных странах по-разному, в зависимости от национальных особенностей, традиций системы образования и состояния экономики.

Дата последнего обновления статьи: 03.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot