Предмет изучения
Психология высшей школы - это раздел педагогической психологии. При этом при решении проблем высшего образования используются знания из общей и социальной психологии, психологии труда, возрастной психологии, клинической психологии, психофизиологии, юридической психологии, экологической психологии. В связи с этим предмет психологии высшей школы считается междисциплинарным.
Предметом психологии высшего образования являются психологические закономерности, а также эффективность воспитания и обучения в высшей школе.
В данном предмете изучения выделяется ряд отдельных проблем и частных предметов изучения:
- психологическая структура учебной работы;
- формирование познавательных процессов студентов, черт личности, профессиональных способностей, умений, навыков;
- возрастные психофизиологические и психические особенности учащихся;
- дифференциально-психологические особенности студентов и методы их диагностирования;
- социально-психологические законы формирования преподавательского и студенческого коллектива;
- психологические вопросы педагогического общения.
Психология высшего образования использует весь набор процедур, методов и методик исследования, психологического воздействия, применяемых во всех отраслях психологической науки:
- наблюдение,
- клиническая беседа,
- эксперимент,
- формализованные диагностические методики,
- интервью,
- генетико-формирующие методы,
- тренинги,
- анализ продуктов деятельности,
- моделирование,
- методы количественного анализа.
Условия и закономерности развития высшего образования
Для понимания природы и движущих сил развития высшего образования в современной реальности, требуется знание общих условий и устойчивых закономерностей, влияющих в целом на сферу образования и на высшее образование в частности. К таким закономерностям можно отнести следующие:
- увеличение наукоемких производств, для эффективной деятельности которых более половины персонала должны иметь высшее или специальное образование;
- активный рост объема технической и научной информации, что требует от квалифицированного специалиста обладания способностями и навыками самообразования, включения в систему повышения квалификации и непрерывного образования;
- стремительная смена технологий, которая вызывает быстрое моральное старение производственных мощностей, что требует от специалиста качественной фундаментальной подготовки, способности осваивать новые технологии достаточно быстро;
- научные исследования, ведущиеся на стыке разных наук требуют наличия обширных, фундаментальных знаний, умения работать коллективно;
- появление достаточно мощных средств мыслительной деятельности, приводящее к автоматизации как физического, так и умственного труда и возрастанию ценности неалгоритмизируемой, творческой деятельности;
- рост количества людей, задействованных в научной и иных видах сложной деятельности, который приводит к снижению среднего эвристического потенциала ученых, поэтому необходимо специалистам обладать знаниями методологии научной и практической деятельности;
- рост производительности труда, позволяющий снизить долю населения, которое занято в материальном производстве, и увеличить количество работающих в области творчества и культуры;
- повышение уровня благосостояния населения и его денежных доходов, которое приводит к росту платежеспособного спроса на услуги сферы образования.
В связи с вышеперечисленными факторами в развитии высшей школы также происходят изменения следующего характера:
- демократизация высшего образования;
- создание научных и учебно-производственных комплексов на базе высшей школы для интеграции образования, науки и производства;
- фундаментализация образования, заключающаяся в углублении и расширении фундаментальной подготовки при параллельном сокращении объема обязательных и общих дисциплин за счет строго отбора материала и системного анализа содержания;
- индивидуализация процесса обучения и трудовой деятельности студентов;
- гуманизация и гуманитаризация образования, направленная на преодоление узкого, технократического мышления специалистов технического и естественно-научного профиля;
- компьютеризация высшей школы;
- переход к массовому высшему образованию;
- автономизация и переход к выборности и самоуправлению руководящего состава в ВУЗах;
- рост требований к профессионализму преподавателей, повышение значимости психологии и педагогики в подготовке преподавательских кадров ВУЗов;
- формирование оценочной системы в отношении эффективности работы ВУЗов.
Данные тенденции выражены в разных странах по-разному, в зависимости от национальных особенностей, традиций системы образования и состояния экономики.