Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кризис 1 года у ребенка

Факторы, провоцирующие кризис

В содержании кризиса первого года жизни ребенка можно выделить три основных момента:

  • становление ходьбы,
  • формирование речи,
  • гипобулические реакции.
Определение 1

Гипобулические реакции в данном возрасте представлены особыми аффективными состояниями, протекающими в виде эмоционального взрыва.

Они проявляются в плаче, бросании на пол, громком крике, топанье ногами, в требовании желаемого. Гипобулическая реакция – это первое проявление воли ребенка, которое выражается в способности удерживать потребностное состояние. Сила гипобулической воли заключается не в интенсивности переживания, а в его длительности.

Автономная речь и кризис

Источник детских аффективных вспышек это, как правило, отказ взрослого и непонимание желаний ребенка. Особенная ситуация развития в период младенчества ведет к потребности в общении. Это обусловлено тем, что ребенок в этом возрастном периоде может действовать только через окружающих. При этом у ребенка еще не сформирована речь – основное средство общения. Становление речи ребенка осуществляется переходом от безъязычного к языковому этапу развития и реализуется посредством детской автономной речи. Детская автономная речь является основным новообразованием кризиса первого года жизни. Обогащение предметных действий и ходьба требуют речи, удовлетворяющей общение по поводу предметов.

Речь ребенка одного года многозначная, ситуативная и непонятная большинству людей. Она значительно отличается с фонетической стороны от взрослой речи. Она представлена обычно такими словами, как «бо-бо», «ка», «ня-ня» или обломками взрослых слов. От взрослых слов автономная детская речь отличается и по значению слов, оно может охватывать целый ряд вещей. Одно и то же слово в разных ситуациях может иметь разное значение. Помимо этого, автономная речь аграмматична и связь между отдельными словами своеобразна.

Специфической особенностью детской автономной речи является форма и характер общения. Общение с ребенком возможно только в определенной ситуации, когда предмет расположен перед глазами и с близкими взрослыми, старающимися приспособиться к особому детскому языку.

Замечание 1

Автономная детская речь является средством общения, но по причине своей специфичности она может быть причиной трудностей во взаимопонимании и провоцировать гипобулические реакции. Начало и завершение автономной детской речи, знаменуют начало и завершение кризиса одного года.

«Кризис 1 года у ребенка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Следует отметить, что приобретения критического возраста не сохраняются никогда в последующей жизни. Новообразования в критическом возрасте имеют преходящий характер. В кризис одного года дети приобретают автономную речь, исчезающую в дальнейшем, трансформирующуюся и заменяющуюся настоящей речью. При этом детская автономная речь имеет огромное значение и является трансфертом от безъязычного к языковому этапу развития, без присутствия которого ребенок не может овладеть настоящей речью.

Самостоятельность и запреты

Внешне кризис одного года выражается в резком возрастании независимости ребенка от взрослых. В этот период происходит всплеск самостоятельности. Ребенок постепенно овладевает ползанием и ходьбой, что значительно расширяет его жизненное пространство и круг предметов, с которыми он взаимодействует. Это расширяет область его ориентировочно-исследовательской деятельности и способствует постижению новых способов достижения желаемого.

Самостоятельность ребенка в данном возрасте почти всегда порождает отпор со стороны взрослых, так как действия ребенка часто могут причинить ему вред. Со стороны взрослых при этом возникает вынужденный запрет, который выступает в качестве ключевого момента, провоцирующего сдвиг в развитии ребенка. Наталкиваясь на противодействие взрослых в реализации своих стремлений, ребенок старается настойчиво добиться выполнения своих желаний. До тех пор пока требование удовлетворяется, оно не существует само по себе для ребенка. Только с появлением первых запретов собственное побуждение оказывается понятным ребенку. Происходит обнаружение и субъективация стремления. Критерием зрелости и развитости ребенка первого года жизни служит длительность удержания интенционального состояния. Автономная речь и вокализация являются при этом средством удержания этого стремления, его реализации. Таким образом, детское «дай» – это выражение стремления, а своеобразное кряхтение – усилие в связи с достижением желаемого, «гуление» – выражение удовольствия от достигнутого.

До первого кризиса взрослый является источником удовлетворения всех желаний ребенка, а в период кризиса взрослый становится впервые между ребенком и объектом его желаний. Это провоцирует разрыв прежней социальной ситуации развития, ситуации полной слитности. Ребенок начинает отделять себя от взрослого. Ребенок превращается в субъект собственных желаний. Кризис заставляет взрослых трансформировать свои отношения с ребенком, расширяя поле его безопасного действования, насыщая его предметную среду и свои взаимодействия с ребенком. Все это значительно меняет социальную ситуацию развития и создает условия для формирования деятельности предметно-орудийного характера.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot