Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методики преодоления кризисных периодов развития детей и подростков

Кризисные периоды развития детей и подростков

Определение 1

Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами, переживаемый ребенком при переходе от одного этапа к другому.

Во время кризиса происходит блокирование целенаправленной жизнедеятельности в определенный момент развития личности. Кризис обуславливается физиологическими сдвигами в организме ребенка, его морфофункциональными перестройками.

Возрастной кризис протекает в зависимости от врожденных свойств нервной системы, характера, биологических и социальных отношений.

Ребенок становится открытой системой во время кризиса, становится неустойчивым и отвечает даже на слабые раздражители интенсивными откликами.

Возрастные кризисы, считают специалисты, естественные, нормативные. В этот период стрессовые факторы, неблагоприятные внешние воздействия в значительной степени влияют на формирование личности ребенка.

Кризисы являются закономерностью психического развития, а если знать их периодичность и причины возникновения, то можно смягчить возможные отрицательные их последствия.

Возрастной кризис, считал Л.С. Выготский, связан с возникновением основных новообразований, разрушающих одну социальную ситуацию развития и образующих другую, адекватную новому психологическому облику человека. Возникновение нового сопровождается разрушением старого, что в принципе необходимо.

В период детства и в подростковом возрасте происходят основные возрастные кризисы, потому что именно в этот период жизни происходит накопление ведущих знаний и восприятие самого себя. В кризисные периоды происходят кардинальные изменения, которые хорошо заметны всем окружающим.

Каждый человек родом из детства, считал З. Фрейд, когда говорил о причинах возникновения психических заболеваний и неврозов у взрослого. Отсюда совершенно понятно, что кризисам детского возраста необходимо уделять наибольшее внимание.

Замечание 1

К числу кризисов детского возраста относятся кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис 3-х и 7-ми лет, подростковый кризис.

«Методики преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Хронологические границы возрастных кризисов условны и могут отклоняться, специалисты считают, что они значительно «помолодели» на 1-2 года.

Критические периоды имеют свои особенности:

  • незаметное возникновение кризиса и размытость границ начала и конца, с резким обострением в середине, когда он достигает своего апогея;
  • возникновение сложностей в воспитании, появляется строптивость, рост конфликтных ситуаций, возникают мучительные переживания во внутренней жизни ребенка;
  • характер развития становится негативным, и ребенок не приобретает что-то новое, а теряет нечто из приобретенного прежде.

Однако наблюдаются в период кризиса и конструктивные процессы развития – это приобретение новообразований, говорил Л.С. Выготский.

Негативные проявления поведения могут обостриться, если взрослые будут игнорировать новые потребности ребенка в области общения и деятельности.

Замечание 2

Таким образом, в кризисные периоды конфликтность и трудновоспитуемость ребенка надо воспринимать как сигнал необходимости изменений, а не аномалии поведения.

Методические приемы преодоления кризиса подростков

Стремление помочь ребенку преодолеть кризисное состояние является мотивом подлинной помощи. Сверхзадача её состоит в активизации внутренних ресурсов самого подростка.

Он проживает свою жизнь сам и взрослый, желающий оказать эту помощь, должен оставить простор для труда души, для собственных усилий подростка.

Формы оказания помощи имеют большое значение и определяют последствия.

В организационном и психолого-педагогическом плане объединение усилий родителей и психолога является сложной задачей.

Организация помощи базируется на методах и приемах психодиагностики, которая дает возможность ответить на ряд стратегических вопросов:

  • может ли педагог-психолог в данном конкретном случае оказать эффективную помощь;
  • если сможет, то кто будет объектом помощи и предметом воздействия;
  • если помощь оказать не может, то к каким специалистам направить родителей.

Способ воздействия тоже является психодиагностической задачей – это может быть индивидуальная работа с родителями, с семьей в целом, с ребенком и родителем, в группе детей, в группе родителей. Диагностика в этом случае осуществляется с помощью опросников, проективных методов, беседы.

Начинается психологическая диагностика сразу в процессе первой встречи с родителем. Суть этой встречи заключается в том, что устанавливается психологический контакт с родителем и определяется направление дальнейшей диагностической деятельности.

Первичная диагностика и данные обследования помогают решить вопрос о необходимости специальной диагностики отношения родителя к ребенку, патопсихологической диагностики, диагностики личности родителя.

По результатам первичной психологической диагностики родители могут быть направлены психологом к другим специалистам. Происходит это тогда, когда психолог приходит к заключению о том, что в первую очередь в помощи нуждается сам родитель.

Самый действенный способ наказания, считают и учителя, и школьные психологи – это вызов родителей в школу. Но, многих неприятностей можно было бы избежать, если бы школьные психологи активизировали профилактические средства психолого-педагогического воздействия. Это можно делать через родительские собрания с участием психологов, через тренинги родителей, направленные на переориентацию их поведения, деловые игры, семинары для учителей и родителей.

Работая с детьми и родителями школьный психолог должен иметь литературу для родительской аудитории, ресурсы интернет-образования, обучающую видеотеку.

Ещё одним методическим приемом по преодолению кризисов подростков является внедрение разных видов информирования – это памятки, буклеты, листовки, благодарственные письма и отчеты перед родителями, вечера вопросов и ответов.

Наиболее трудным, но в тоже время наиболее точным является метод наблюдения. Если учителя и психологи в школе используют этот метод систематически и целенаправленно, то эффективность его значительно возрастает.

Признаки подросткового кризиса и алгоритм решения проблемы

Надвигающуюся катастрофу можно своевременно распознать по заметным переменам в поведении подростка.

Они проявляются в поступках и жалобах:

  • неряшливый внешний вид;
  • жалобы на физическое недомогание;
  • быстрая перемена настроения;
  • повышенная сонливость или плохой сон;
  • проблемы с аппетитом;
  • нервозность без видимой причины;
  • усталость;
  • уход от контактов;
  • отказ от совместных дел;
  • риск в поступках;
  • пониженное внимание;
  • мысли о загробной жизни;
  • раздражительность;
  • тревожность;
  • чувство безнадежности;
  • приобщение к наркотикам или алкоголю;
  • отсутствие планов на будущее.

Условием конструктивного разрешения кризиса является открытое общение обеих сторон.

Психологу важно знать, как подросток видит проблему взаимодействия, какие его поступки будут способствовать преодолению кризиса, как сам подросток и его родители видят эту кризисную ситуацию, с чьей стороны ситуация усугубляется, важно найти точки соприкосновения и разделяющие моменты.

В таких сложных кризисных ситуациях взрослые должны стать источником знаний и добра для своих детей, которые пытаются научиться жить в мире взрослых, и не уверены в своих силах.

Конечно, поведение подростка раздражает школьного учителя, не понимающего кризисного состояния ребенка, с которым нельзя найти общий язык – это с одной стороны, а с другой стороны родители, которые тоже мало что понимают в происходящем.

Недоверие обеих сторон приводит к конфликтам, что усугубляет внутренние трудности ребенка.

Разрешение сложных и не сложных проблем зависит от того, насколько известны алгоритмы их решений. Половина дела будет уже сделана, если выход из ситуации известен.

Здесь, прежде всего, взрослому человеку надо понаблюдать за подростком, снять с него повышенную тревожность, узнать, какие хорошие работы выполняет ребенок, обязательно найти время для того, чтобы поговорить о том, чем он занимается.

Психолог должен объяснить родителям и учителям, каковы их общие цели, чтобы снять напряженность и найти выход из трудной ситуации.

Сложность данной модели действий заключается в том, что участники должны двигаться навстречу друг другу.

Здесь необходимо сотрудничество учителя и семьи ребенка ему во благо. В противном случае, ребенок может совсем утратить веру в авторитет взрослого и остаться со своими проблемами один на один.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot