Зарождение когнитивной психотерапии
Родоначальником когнитивной психотерапии был Аарон Бек. Он всю жизнь интересовался психиатрией. В $1942$ году Бек окончил университет с отличием и начал в Иельской школе медицины свою медицинскую карьеру. Сначала он заинтересовался психиатрией, но впоследствии активно занялся неврологией, которая, по его мнению, обладала социальной ценностью и научной точностью позитивистского знания. Активные изменения, которые происходили в психиатрии в то время и были связаны с распространением психоаналитической техники и теории, заинтересовали Бека. Он два года был студентом в Стокбридже в центре Остин Риггз, где накопил значительный опыт по долгосрочной психотерапии. В период Корейской войны Аарон Бек занимался исследованиями в госпитале Валлей Форж, в котором работал помощником заведующего в сфере нейропсихиатрии.
В $1954 $году Бек получил звание профессора психиатрии в Пенсильванском университете. Он начал вести работу в области психоаналитических депрессивных теорий, но после того, как они не нашли подтверждения, Бек разработал собственный теоретико–клинический подход, который получил название когнитивной терапии. С $1959$ года он занимался исследованием психопатологии самоубийств, депрессии, панических и тревожных расстройств, наркозависимости, алкоголизма, расстройств личности различного характера и их когнитивной терапии. Беком было опубликовано 14 книг и 375 статей.
Основные идеи
В начале шестидесятых годов Аарон Бек опубликовал результаты своих исследований депрессии. Бек, проверяя модель депрессии как гнева, вектор которого направлен на себя, он сделал вывод, что депрессия – это искаженные когнитивные процессы, а конкретно - ощущение безнадежности. При этом безнадежность проявляется как результат неправильных обобщений пациентами своего жизненного опыта. Последующие исследования в данной области показали, что некоторые психопатологические состояния, в частности тревога, фобии, гипоманиакальные расстройства, нервная анорексия, ипохондрия, суицидальные поведения, являются различными формами, в которых проявляются нарушенные когнитивные процессы. Пациенты испытывают страдания от собственных мыслей. Следовательно, в процессе терапии необходимо изменить неадаптивные мысли, лежащие в основе психопатологических проявлений. Таким образом, борьба посредством когнитивной терапии ведется с неправильными когнитивными образованиями – неадаптивными мыслями, убеждениями и образами.
Когнитивные терапевты в отличие от психоаналитиков ведут работу с содержанием сознания. Считается, что образы и мысли, которые воздействуют на поведение человека, очень неглубоко лежат в бессознательном. Когнитивные терапевты не считают высказывания пациента ширмой, скрывающей глубинные мотивационные проблемы. Специалист поощряет пациента к самоисследованию, а не интерпретирует его высказывания. По своим основным техникам и принципам когнитивная терапия схожа с бихевиоральной терапией. В своих техниках когнитивная терапия применяет поведенческие методы. Ученый Бандура доказал, что наиболее эффективным способом изменения образов, мыслей и убеждений является изменение поведения. При этом работа с пациентами в состоянии депрессии свидетельствует, что когнитивные изменения при изменении поведения совсем не обязательны. Поэтому недостаточно использовать исключительно поведенческие техники.
Когнитивная терапия в сравнении с психоанализом краткосрочна. Терапия депрессии занимает всего 25 сессий на протяжении 20 недель.
Теоретические основы терапии
Основными чертами когнитивной терапии являются:
- неудовлетворенность результатами психоанализа и клинической теорией;
- когнитивная ориентация терапии, которая заключается в том, чтобы научить пациентов правильно мыслить;
- эмпиризм терапии, подразумевающий, что теория обязательно должна соответствовать принципам объективной науки и мифы о человеческой природе являются недопустимыми;
- проблемная ориентация, которая предполагает решение конкретных проблем во взаимоотношениях, а не на проработку личностных глубинных травм;
- психотерапия - это разновидность обучения, в котором психотерапевт играет роль ученого и учителя;
- обязательной частью лечения является работа пациента дома.
В когнитивной психотерапии поведенческие и эмоциональные проблемы связываются с нарушением когнитивных процессов. Когда человек реагирует страхом на стук в дверь, думая, что это грабитель, то основой такого логического вывода и реакции - страха является малоосознаваемое убеждение, что все люди представляют опасность.
Неадаптивные мысли и искажения
Мысли, мешающие справляться с жизненными ситуациями и вызывающие болезненные эмоциональные реакции, называются неадаптивными мыслями.
Для неадаптивных мыслей характерна автоматичность, эго-синтонность, слабая осознанность, трудная доступность и устойчивость. Такие мысли, как правило, не осознаются человеком, но они не находятся в зоне бессознательного. Человек может не осознавать и не замечать автоматические мысли. Поэтому важным шагом в когнитивной терапии является идентификация клиентом собственных автоматических мыслей. Клиент может рассказать о множестве ситуаций, при которых у него появляется необъяснимая тревога. Она понимается только тогда, когда пациент воспроизводит мысли, которые возникают в ответ на определенные психотравмирующие ситуации.
Автоматическая мысль малоосознаваема, так как быстротечна. Эго–синтонность этой мысли, то есть переживание ее пациентом как собственной, делает данную мысль очевидной.
Очевидность и слабая осознанность автоматических мыслей делают их достаточно труднодоступными для терапии. Автоматические мысли базируются на глубоких базовых убеждениях. Так, за убеждением «Я несу ответственность за счастье других людей» может скрываться убеждение – «Я из себя ничего не представляю и я никому не нужен. Чтобы быть принятым, я должен жить ради других!». Глубокие, по сравнению с автоматическими мыслями, убеждения можно свести к базовым, специфическим для определенного типа характера: «Я несвободен», «Я не могу ничего в жизни достичь без поддержки других», «Я лучше других».
Автоматические мысли искажают реальность и поэтому являются дезадаптивными. Аарон Бек описывал несколько видов искажения:
- произвольные заключения, при которых человек делает выводы без опоры на факты или вопреки ним;
- избирательное абстрагирование, когда на основе детали, вырванной из контекста, делается вывод, не согласованный с остальной информацией;
- сверхгенерализация, когда из изолированных эпизодов формулируется общее правило, распространяемое на широкий круг ситуаций;
- минимизация и преувеличение и минимизация;
- персонализация (чрезмерная ответственность), заключающаяся в приписывании себе ответственности за поведение других;
- дихотомическое мышление;
- принятие на свой счет.
В процессе когнитивной терапии необходимо помочь клиенту осознать данные типы когнитивных искажений.
Этапы когнитивной психотерапии
Когнитивная психотерапия включает несколько этапов:
- идентификация неадаптивных мыслей;
- отдаление, объективная позиция по отношению к своим мыслям;
- проверка неадаптивной мысли на истинность;
- замена неадаптивных убеждений на адаптивные.