Одним из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии стала гештальтпсихология. Она появилась в Германии в $1920$-х годах, в период открытого кризиса психологической науки. Немецкий психолог М. Вертгеймер был её основоположником, хотя само понятие гештальтпсихологии впервые было введено Х. Эренфельсом в $1890$ году.
Х. Эренфельс исследовал процесс восприятия, главным свойством которого была транспозиция, т.е. перенос. На основе исследования зрительного восприятия были выведены конфигурации – «гештальты», суть которых заключалась в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных его фрагментов. Таким образом, гештальт – это целостная форма. Главными представителями этого направления были М. Вертгеймер, К. Левин, В. Келлер и К. Коффка.
Они создали науку для противостояния структурализму и выдвинули следующие идеи гештальтпсихологии:
- Гештальтпсихология – это сознание. Его понимание должно строиться на принципе целостности;
- Сознание – это динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом;
- Единицей сознания является гештальт – целостная образная структура;
- Объективное и непосредственное наблюдение является главным методом исследования;
- Ощущения в реальности не существуют, поэтому восприятие от них не происходит;
- Важнейшим психическим процессом является зрительное восприятие;
- Мышление не может рассматриваться как набор определенных знаний и навыков, сформированных путем проб и ошибок.
Вертгеймер, анализируя проблемные ситуации и способы их решения, выделил несколько этапов процессов мышления:
- Творческие силы каждого человека мобилизуют возникающее чувство напряженности;
- Создание единого образа сложившейся ситуации;
- Принятие решения;
- Решение сложившейся проблемы;
- Стадия исполнения.
Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, и в начале $XIX$ века создается Лейпцигская школа. Перед II мировой войной гештальтпсихология распадается, потому что не сумела разработать единую схему анализа психической реальности. Причина этого, по всей вероятности, кроется в том, что психические и физические явления она рассматривала вне причинной связи, по принципу параллельности. Достижения гештальтпсихологии касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала категория образа. Но тем не менее она оказала огромное влияние на процесс формирования и развития всей психологической науки. В $1978$ г. было создано Международное психологическое сообщество – «Гештальттеория и её приложения». В сообщество вошли представители самых разных стран.
Законы гештальтпсихологии
За время существования гештальтпсихологии было сформулировано более 100 законов, составляющих её теоретическую основу, наиболее важными из них являются следующие:
- Закон фигуры и фона. Суть закона заключается в том, что человек воспринимает фигуры как замкнутое целое, а фон это нечто простирающееся позади фигуры;
- Закон транспозиции говорит, что психика человека реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение, т.е. элементы можно объединить, если есть какие-либо схожие признаки;
- Закон прегнантности, т.е. существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных альтернатив;
- Закон константности. Стремление всего к постоянству;
- Закон близости или тенденция к объединению элементов в целостный образ. Объединить схожие предметы намного легче;
- Закон замыкания или по-другому заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре. При наблюдении чего-то непонятного, мозг человека пытается увиденное трансформировать, перевести в доступное понимание. Это может быть опасно в том плане, что, человек начинает видеть то, чего нет в реальной действительности.
Принципы гештальтпсихологии
Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
Близость, т.е. все, что находится рядом, воспринимается вместе. Это самый простой для понимания принцип. Находящиеся рядом друг с другом предметы во времени или в пространстве, воспринимаются объединенными.
Рисунок 1. Принцип близости
На рисунке «Принцип близости» изображены квадраты, которые объединены в четыре колонки, а не в строки. Подобное объединение происходит в мозге, т.к. ни одна из конфигураций с точки зрения структурализма не будет необходимой. Это значит, что близость приводит к двум эффектам:
Объединяет или интегрирует элементы, что называется принадлежностью/ Разделяет элементы, не объединенные близостью, например, отделяет колонки квадратов.
Схожесть, т.е. все предметы, схожие по размеру, цвету, по форме воспринимаются вместе или стремятся сгруппироваться/
Рисунок 2. Принцип схожести
На рисунке «Принцип схожести», несмотря на то, что строки и столбцы расположены на одинаковом расстоянии мы группируем фигуры в столбцы аналогичных элементов – кругов и квадратов.
Целостность – тенденция восприятия к упрощению и целостности/ Замкнутость, т.е. приобретение фигурой формы, стремление завершить незаконченные фигуры, заполняя существующие пробелы.
Рисунок 3. Принцип замкнутости
На рисунке «Принцип замкнутости» из-за активной обработки разумом, человек склонен видеть треугольник, а не разъединенные линии. Смежность или близость стимулов во времени и пространстве. Если одно событие вызывает другое, то смежность может предопределять восприятие; Общая зона. Суть этого принципа состоит в том, что повседневное восприятие формируется наравне с научением и прошлым опытом.
В настоящее время развитие компьютерного распознавания вновь заставило обратиться к гештальтпринципам группировки для того, чтобы получить алгоритм согласования разрозненных наборов стимулов.