Острая потребность общества в практическом обучении навыкам реализации коммуникативного взаимодействия, изучению закономерностей и механизмов межличностных отношений приводит к развитию методов активного социально-психологического обучения.
Подходы к пониманию сущности активного социально-психологического обучения
В наиболее общем виде под АСПО понимают перспективное направление в педагогике, направленное на обеспечение интеграции различных прикладных аспектов научной организации умственного труда, психологии, педагогики, психотерапии; организационные формы педагогического воздействия, обеспечивающие высокую познавательную активность обучающихся в процессе овладения коммуникативными умениями, практическими социально-психологическими знаниями.
Цели и задачи АСПО
Главной целью АСПО является формирование умений, навыков коммуникации, повышение уровня сформированности коммуникативной компетенции в искусственно созданной социально-психологической среде, формирование фундамента для овладения социально-психологическими технологиями коммуникативного взаимодействия.
В качестве основных задач АСПО можно назвать следующие:
- развитие умений активного взаимодействия с окружающими;
- преодоление стереотипов, порожденных возрастными, профессиональным, социальными факторами, в процессе восприятия других;
- овладение системой психолого-педагогических, социально-психологических знаний, формирование умений практического их применения;
- развитие навыков адекватной оценки, самооценки;
- поиск путей самоактуализации.
Классификация медов АСПО
В наиболее общем виде все методы АСПО могут быть представлены следующими группами:
- социально-психологические тренинги;
- групповые дискуссии;
- игровые методы.
Следует отметить, что приведенная классификация выступает условной по причине взаимопроникновения методов педагогического взаимодействия, размытости границ между ними.
Социально-психологический тренинг представляет собой практику психологического воздействия, основанную на методах активного социально-психологического обучения, в процессе которой осуществляется овладение социально-психологическими знаниями, коррекция поведенческих паттернов, формируются навыки коммуникативного межличностного взаимодействия, рефлексии и саморефлексии.
Групповая дискуссия представляет собой метод АСПО, позволяющий воздействовать на идеологические позиции и установки участников в процессе непосредственного коммуникативного взаимодействия.
Имитационные игры – метод, в основе которого лежит моделирование определенной системы межличностных отношений в процессе группового взаимодействия.
Данный метод включает в себя ролевые, деловые и др. виды игровых ситуаций.
Все вышеперечисленные технологии практической работы являются методами АСПО, направленными на усвоение системы знаний, умений и навыков.
Специфика методов АСПО
От других педагогических технологий методы активного социально-психологического обучения отличает ряд особенностей, включая следующие:
- все указанные методы основываются на групповом взаимодействии, которое носит постоянный характер. Сама группа при таком подходе представляет собой модель, в структуре которой формируются социально-психологические феномены, осуществляется развитие коммуникативных умений;
- задания даются участникам не в готовом виде, но формируются в процессе взаимодействия участников.
Таким образом, АСПО представляет собой новое перспективное направление развития психологических наук, направленное на повышение эффективности формирования коммуникативной компетенции, личностное развитие, формирование адекватных навыков рефлексии и саморефлекии всех участников взаимодействия.