Восприятие в самом общем виде является чувственным отражением окружающего мира и информации, которую получает человек. Его развитие происходит в онтогенезе.
Понятие восприятия
Восприятие человека — это феномен, развитие которого происходит в процессе практического, социального, исторически обусловленного взаимодействия с внешним миром. Восприятие человека способно отражать мир не только на основе биологических особенностей органов чувств, но и с помощью специальных приборов. Они неизмеримо усиливают и расширяют перцептивные возможности чувственного отражения.
Для адекватного восприятия предмета или явления, люди выбирают определенную установку, способную обеспечивать правильное восприятие. Таким образом, они осуществляют определенную деятельность, которая направлена на соотнесение образа восприятия с объектом. Восприятие состоит не только в чувственном образе, но и в осознании предмета. Так, человек реагирует не только на внешний раздражитель, но и умеет осознавать чувственное качество в качестве свойства соответствующего предмета.
Восприятие — это чувственное отображение предмета (явлений) объективной действительности, который воздействует на органы чувств. Оно заключается не только в восприятии чувственного образа, но и в осознании предмета, выделяющегося из окружения и противостоящего субъекту.
В психологии восприятие относится к формированию перцептивных образов в ходе познания окружающего мира. Психологи рассматривают его в качестве отражения в человеческом сознании предметов или явлений в совокупности их свойств и частей. В этом процессе упорядочиваются и объединяются отдельные ощущения в целостные образы вещей и событий.
Педагогика в исследовании восприятия учитывает его взаимосвязь с психическими процессами (например, мышлением, памятью и др.). Восприятие с педагогической точки зрения становится целостным отражением предметов, ситуаций и событий, которое возникает в случае непосредственного воздействия физических раздражителей на органы чувств.
Роль прошлого опыта в восприятии огромна. Она связана с процессами ощущений, благодаря которым восприятие обеспечивает непосредственную чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимой стадией познания, восприятие в большей или меньшей степени имеет отношение к памяти и мышлению. Оно направляется мотивацией и обладает определенной эмоциональной окраской.
Признаки восприятия, зависящие от прошлого опыта
Восприятие является отражением предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. Восприятие не представляется возможным без ощущений. В дополнение к ним оно включает также прошлый опыт человека, состоящий из идей и знаний.
Процесс восприятия учебной информации протекает в связи с другими психическими процессами личности. Человек имеет при этом дело со следующими процессами:
- Мышление (осознает, что перед ним),
- Речь (называет субъект восприятия),
- Чувства (определенным образом относится к тому, что воспринимает).
Основные характеристики восприятия в роли прошлого опыта включают постоянство, объективность, целостность и обобщение. Постоянство является относительной независимостью изображений от условий восприятия. Она проявляется в неизменности. Так, форма, цвет и размер объектов воспринимаются людьми в качестве постоянных. Это происходит независимо от того, что сигналы от данных объектов на органы чувств постоянно изменяются.
Важная характеристика восприятия представлена его объективностью. Субъективность восприятия проявлена в том, что объект воспринимается людьми в качестве отдельного физического тела, которое изолировано в пространстве и времени. Любое изображение характеризуется завершенностью. Под ней подразумевается внутренняя органическая связь между частями и целым в изображении.
Восприятие целого оказывает воздействие на восприятие его частей. Обобщение предполагает обращение к соответствующему классу объектов, который имеет имя. Основной закон восприятия состоит в его непосредственной связи с работой мышц, с любыми типами движений, несущих многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах. Другой важный закон представлен относительной стабильностью уже сформированных образов. Особенно это важно, когда их функционирование связано с мышлением.
Влияние прошлого опыта на восприятие учебной информации
При выполнении действий восприятия большую роль играет прошлый опыт человека. Он включает запас представлений и знаний. Тем не менее, образы, возникающие в результате восприятия, невозможно поменять, даже имея представление о том, что они неправильны. Например, если человеку надевают специальные очки, которые переворачивают или «выворачивают наизнанку» видимые предметы, он помнит и знает, в чем дело. У него нет возможности при этом исправить свои образы.
Восприятие напрямую связано с прошлым опытом человека и его прежними восприятиями. В ходе восприятия учебной информации очень важно узнавание, без которого невозможно в целом говорить о самом восприятии. И. М. Сеченов указывал, что в процессе восприятия человек как бы накладывает образ того, что он увидел в настоящий момент, на образ прошлых восприятий (их сохраняет память). В случае, когда образы совпадают, человек начинает узнавать предмет, который находится перед ним.
Например, ученик смотрит на данную вещь, воспринимая ее как карандаш. Но он ее воспринимает как карандаш благодаря тому, что у него сформировалось в прошлом представление о карандашах на основе опыта.
Узнавание может являться неспецифическим. В этой ситуации человек определяет только род предметов, к которым относит данный предмет (например, это автомобиль, человек, дом). В случае специфического узнавания человек узнает конкретный предмет (это автомобиль моих родителей). Восприятие может зависеть от психических особенностей воспринимающей личности, включая ее направленность, взгляды, убеждения, склонности, интересы, переживаемые чувства.