Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основы эффективных форм контроля в учебной работе

Контроль знаний учащихся

Определение 1

Контроль знаний – это целенаправленный процесс выявления уровня знаний, умений и навыков.

Контроль знаний учащихся – важный вопрос практически всех педагогических дискуссий, касающихся улучшения учебно-воспитательной деятельности. При завершении каждого учебного этапа обучения необходимо узнать результаты его проведения, достигнуты ли цели данного этапа, насколько эффективно прошла работа, какие моменты следует еще повторить и усовершенствовать. Для выполнения этих типов деятельности и необходим контроль знаний и умений учащихся, задачей которого является анализ процесса и результата развития, обучения и воспитания.

Виды контроля

Выделяют несколько видов контроля:

  1. входной (предварительный),
  2. текущий,
  3. периодический (рубежный),
  4. итоговый.

Предварительный контроль – необходимая предпосылка для успешного планирования и руководства процессом обучения. Он дает возможность определения исходного уровня знаний и умений учеников, чтобы строить на нем новые знания, как на фундаменте, ориентируясь при этом на возможный уровень сложности учебного материала. Основываясь на данных, полученных в результате предварительного контроля, который проводят в начале учебного года, преподавателем вносятся коррективы в календарно-тематический план, определяются разделы учебной программы, которым необходимо уделить большее количество внимания на аудиторных занятиях, намечаются пути для устранения пробелов в знаниях учеников. При проверке исходного уровня знаний выполняется еще одна функция. Работа с заданиями в тестовой форме, настраивает ученика на изучение данной предметной области, вводя в терминологию, способствуя актуализации требуемых знаний, становясь своеобразной стартовой площадкой для работы с новой темой.

«Основы эффективных форм контроля в учебной работе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Текущий контроль – один из основных типов работы по проверке знаний, умений и навыков учеников. Основной задачей текущего контроля является регулярность в управлении учебной деятельностью учеников и внесение в нее корректировок. Он дает возможность получения непрерывной информации о процессе усвоения учениками учебного материала, и оперативное внесение изменений в учебный процесс. Еще одна важная задача текущего контроля – стимулировать регуляторную, напряженную деятельность; определить степень овладения учениками навыком самостоятельной работы, создать условия для их формирования.

Рубежный контроль дает возможность определить качество приобретенных учениками знаний по разделам изученного материала. Такая форма контроля реализуется несколько раз за четверть. В качестве примера можно назвать контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие занятия, зачеты по лабораторно-практическим работам. Рубежным контролем охватывается вся группаучащихся и проводиться он может как устный опрос, небольшие письменные, графические, практические работы. Его проведение обычно предусматривают в календарно-тематическом плане работы преподавателя.

Итоговый контроль имеет целью проверить конкретные результаты обучения, выявить степень овладения учащимися системы знаний, умений и навыков, которые они получают при изучении отдельного предмета или серии дисциплин.

Методы контроля

Определение 2

Методы контроля - это способы взаимодействия учащегося с педагогом, в процессе которого выявляется степень усвоения учебного материала и уровень овладения обучающимися необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Чаще всего в качестве основных методов контроля знаний, умений и навыков используют устный опрос, письменную и практическую проверку, стандартизированный контроль и пр.

Общее назначение этих методов состоит в наилучшем обеспечении своевременной и всесторонней обратной связи между преподавателем и учащимися, на базе которой устанавливается степень восприятия и усвоения учащимися учебного материала.

Устный опрос является наиболее распространенным способом контроля знаний. В процессе устного опроса можно установить непосредственный контакт со студентом, в ходе которого преподаватель получит возможность изучить индивидуальные особенности усвоения учебного материала каждым студентом.

Выделены фронтальная, индивидуальная и комбинированная форма опроса. Фронтальный опрос представляет собой форму беседы преподавателя со всей группой студентов. Данный тип опроса сочетает в себе так же повторение пройденного материала, что является средством закрепления знаний и умений. Достоинством этого метода является включение всех студентов группы в активную умственную работу. Чтобы это реализовать необходимо предполагать краткую форму ответа на вопросы, они должны быть лаконичны, логически увязаны друг с другом, даваться в последовательности, чтобы ответы студентов во всей совокупности раскрывали содержание темы и раздела. Посредством фронтального опроса преподаватель может проверить выполнение студентами домашних заданий, выяснение готовности группы изучить новый материал, определять освоение основных понятий и нового учебного материала, который только что сформировался на занятии. Целесообразно использование фронтального опроса перед проведением лабораторно-практических занятий, так как они дают возможность проверять подготовку студентов к их выполнению.

Индивидуальным опросом предполагается объяснение и связный ответ студента на вопрос, который касается изучаемого учебного материала, что является значимым средством развития речи, памяти и мышления студентов.

Вопросы, которые преподаватель готовит для индивидуального вопроса, должны быть четко и ясно сформулированы, быть конкретными, емкими, обладать прикладным характером, охватывая основной, пройденный ранее материал программы. Их содержание должно являться стимулятором для формирования логической мысли студентов, для сравнения, анализа сущности явлений, должны научиться доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливая причинно-следственные связи, формулировать обоснованные выводы и способствовать посредством этого объективному выявлению ученических знаний. Обычно вопросы задаются всей группе и после некоторой паузы, которая нужна, чтобы дети поняли смысл вопроса и подготовились к ответу, после чего преподаватель спрашивает ответ у одного определенного студента.

Значение придается умению управления опросом со стороны преподавателя. Оно выражается умением слушать ответ студента, наблюдая за ходом его деятельности, корректируя эту деятельность. Преподаватель не должен торопить ответ студента или прерывать его без видимой причины. Это допустимо только в случае допуска студентом грубых ошибок, либо ответ не содержит существенных понятий. Если студент не может понять и исправить ошибку, преподаватель может вызвать другого студента, что бы его поправить. При необходимости можно помочь студенту наводящими вопросами, подсказывая ему правильный ответ.

Протяженность устного опроса находится в зависимости от учебного предмета, типа занятий и индивидуальных особенностей студента.

В ходе устного опроса преподаватель должен подталкивать студентов к использованию схем, графиков и диаграмм при ответе на вопрос.

Чтобы углубить и расширить знания студентов, необходимо давать им индивидуальные задания исследовательской направленности, например, подготовка сообщения по проблемным вопросам учебной программы.

Заключительной частью устного опроса является детальный анализ ответов студентов. Преподавателю необходимо отметить положительные стороны, а также указать недостатки, которые были замечены при ответе, сделать вывод о степени изученности материала. Оценивая ответ, нужно учесть его полноту и правильность, сознательность и логичность подачи материала, построение фраз, умение связывать теоретические положения и практику, в том числе и в будущей профессиональной деятельности.

Письменная проверка, как и устная – важнейший метод по контролю знаний, умений и навыков студентов. Письменную проверку используют при всех видах контроля, осуществляя ее как в аудитории, так и в форме домашних заданий. Продолжительность письменных контрольных работ может быть короткой – 7-15 минут, когда требуется проверить небольшой объем учебного материала, а также может быть более длительным, но не превышать академический час.

Самостоятельная работа может проводиться, чтобы осуществить текущий и периодический контроль. Текущие самостоятельные работы, как правило, небольшого объема, включают задания, касающиеся темы учебного занятия.

Использовать рефераты целесообразно, чтобы повторить и обобщить учебный материал. Этот тип работ дает возможность систематизации знаний студентов, проверки умения раскрывать тему, но особая роль принадлежит формированию мировоззрения. При подготовке реферата студент мобилизует и актуализирует имеющиеся у него знания, приобретает самостоятельно новые знания, которые нужны, чтобы раскрыть тему, сопоставить их с собственным жизненным опытом, четко характеризуя свою жизненную позицию. Проверяя эти работы, преподаватель должен обратить внимание на соответствие выполненной работы теме, насколько полно раскрыта тема, последовательно изложение, самостоятельны суждения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot