Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие мышления. Типы людей по характеру мышления

Все предметы / Психология / Развитие мышления. Типы людей по характеру мышления
Определение 1

Мышление — это умственная и практическая деятельность особого рода. Она характеризуется наличием системы включенных в нее действий и операций, имеющих преобразовательный и познавательный (ориентировочно-исследовательский) характер.

Развитие мышления человека

Развитие мышления человека представляет собой многоплановый процесс, который отличается длительностью, систематичностью и целенаправленностью. Мышление является специфической операционной функцией психики, которая концентрируется на цельном и опосредованном постижении объективной реальности с помощью выявления отношений и взаимосвязей, существующих между постигаемыми объектами, предметами или явлениями.

Процесс развития мышления — это ключевая задача взрослого окружения каждого ребенка, включая его родителей и педагогов. Развитие требуется для любого индивидуума, вне зависимости от социальной и возрастной принадлежности. По этой причине было изобретено большое число технических средств и проведена разработка рекомендаций, ориентированных на выработку всесторонне развитого мышления.

В психологии используются методики, которые направлены на приумножение следующих свойств мышления:

  • Скорость,
  • Образность,
  • Осмысленность.

Например, развитие словесно-логического мышления у детей будет способствовать более правильному осуществлению мыслительных операций, поэтапному определению соответствующих решений, грамотному владению речью. Этот вид мыслительной деятельности, как правило, требуется для выступлений на публику, написания сочинений, ведения споров.

Типы и виды мышления. Типы людей в соответствии с типом мышления

Современная психология и педагогика рассматривает разные типы и виды мышления. Одна из базовых классификаций мышления была первоначально предложена Юнгом, который выделял несколько типов людей в соответствии с характером мышления:

  • интуитивный тип, у которого эмоции преобладают над логикой, и доминирует правое полушарие головного мозга над левым;
  • мыслительный тип, для которого характерна рациональность, и у которых преобладает левое полушарие над правым (преобладание логики над интуицией и чувствами).

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве критерия истинности интуитивного типа могут выступать ощущение правильности и практика, а критерий правильности мыслительного типа представлен экспериментом и логической безупречностью вывода.

Познание мыслительного типа будет значительно отличаться от интуитивного типа. Первого из них, как правило, интересует знание как таковое. Человек с таким типом мышления ищет и устанавливает логическую связь между явлениями. Тип людей с интуитивным мышлением ориентируется в большей степени на прагматику, на практически полезном использовании знаний. Это не зависит от истинности и логической противоречивости.

Вместе с тем в психологической науке мышление человека традиционно классифицируется на следующие виды:

  • Наглядно-действенное мышление,
  • Образное мышление,
  • Словесно-логическое.

Построение данной классификации происходит на основе генетического принципа, что отражает три последовательных ступени человеческого развития в ходе деятельности и взаимодействия с миром. Каждый тип мышления определен через два критерия, первый из которых представлен той конкретной формой, в которой необходимо предъявить субъекту познаваемые объекты или ситуации. Это требуется для успешного оперирования ими в познании.

Самый простейший показатель определения уровня развития мышления представлен умением решать наглядные или практические задачи. Вторым критерием являются основные способы, используя которые человек получает возможность познавать окружающий мир.

В зависимости от степени рефлексии принято выделять интуитивное и аналитическое (рациональное и дискурсивное) мышление. В психологии применяются три основных критерия для их различия: время, структура и уровень. Аналитическое мышление разворачивается во времени, обладая четко выраженными стадиями, так как представлено в сознании самого мыслящего индивида. Для интуитивного мышления присуща скорость протекания, отсутствие точно выраженных этапов и минимальное осознание.

В соответствии с направленностью на внешний или внутренний мир мышление делят на реалистическое и аутистическое. Первое из них способно правильно отражать действительность, а второе составляет то, что зависит от аффекта, а не от объекта.

Сегодня психологи, используя эмпирические материалы исследования, смогли убедительно доказать, что данные виды мышления у взрослого человека могут существовать вместе и функционировать при решении различных задач. По данной причине развитая культура мышления любых специалистов должна обладать всеми оптимально сформированными видами мышления. Они имеют значение для процесса решения некоторых видов задач, познания и преобразования составляющих объективной реальности.

В зависимости от степени новизны выдвигаемых концепций и их оригинальности исследователи делят мышление на два уровня: репродуктивный (воспроизводящее мышление) и продуктивный (творческое мышление). По мнению Рубинштейна С. Л., онтогенетически все виды мышления не могут быть функционированием уже готовых знаний. Они представляют собой составную часть индивидуального сознания и механизм познания реальности, выступая, в первую очередь, как продуктивный, творческий процесс, который способен приводить к получению новых знаний.

Репродуктивное мышление обладает большим значением в учебной деятельности любого человека, обеспечивая понимание нового материала, использование знаний в практической деятельности. В этом случае возможности репродуктивного мышления можно определить через наличие у человека исходного минимума знаний. При этом оно проще поддается развитию, чем продуктивный тип мышления. Наряду с этим оно играет большую роль в решении новых для субъекта проблем.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис