Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Типы мышления и приемы стимуляции мышления в зависимости от типов

Все предметы / Психология / Типы мышления и приемы стимуляции мышления в зависимости от типов
Содержание статьи
Определение 1

Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Особенности мышления

Для мышления человека характерно несколько особенностей. Первая из них состоит в его опосредованном характере. То, что индивид не способен напрямую познать, он начинает познавать косвенно (опосредованно). То есть ему помогает в познании одно свойство через другие (например, неизвестное посредством известного). Мышление в любом случае основано на данных чувственного опыта (ощущение, восприятие, представление) и на ранее приобретённых теоретических знаниях. Косвенное познание и представляет собой познание опосредованное.

Второй аспект мышления заключается в его обобщённости. Она является познанием общего и существенного через объекты действительности. Это происходит по той причине, что все свойства данных объектов взаимосвязаны друг с другом. Существование общего происходит и проявляется только в отдельном, в конкретном.

Люди выражают обобщения с помощью речи (языка). Словесное обозначение можно отнести не только к отдельным объектам, но и к целой группе похожих объектов. Обобщённость характерна и для образов (представлений и даже восприятию). Но в этом случае она всегда будет ограничена наглядностью. Слова же позволят произвести обобщение безгранично. Так, философские понятия (например, материя, движение, закон, суть явления, качество и количество) представляют собой широчайшие обобщения, которые выражены с помощью слов.

Фиксация результатов познавательной деятельности происходит в форме понятий, которые являются отражением существенных признаков предмета. Понятие о предметах проявляется на основании нескольких суждений и умозаключений о нём. Оно представляет собой результат обобщения человеческого опыта и считается высшим продуктом мозга и ступенью познания мира.

Готовые работы на аналогичную тему

Типы и виды мышления

Взаимосвязанные типы мышления включают:

  • Практически-действенное,
  • Наглядно-образное,
  • Теоретически-отвлеченное.

В ходе исторического развития человечества первоначальное развитие интеллекта происходило при осуществлении практической деятельности. Таким образом, люди учатся измерять опытным путем участки земли, а впоследствии на основании этого постепенно возникает отдельная теоретическая наука — геометрия.

По генезису самый ранний вид мышления — это практическое (действенное) мышление. В нем большую роль играют действия с предметами (в зачатке этот феномен можно наблюдать у животных). На основании практически-действенного (так называемого манипуляционного) мышления начинает зарождаться наглядно-образное мышление, для которого присуще оперирование в уме наглядными образами.

Высшей ступенью мышления является отвлеченное (абстрактное) мышление. В этом случае оно способно сохранять связь с практикой. Как говорят, не существует ничего более практичного, чем правильная теория.

В жизни у одного и того же человека на первый план выходит то один, то другой тип мышления. Например, бытовые дела могут потребовать наличия практически-действенного мышления, а для доклада на научную тему понадобится теоретическое мышление.

В соответствии с содержанием мыслительную деятельность делят на следующие типы:

  • Практическая,
  • Художественная,
  • Научная.
Замечание 1

Структурной единицей практического (действенного, оперативною) мышления является действие, художественного мышления - образ, а научного мышления - понятие.

По глубине обобщенности принято выделять эмпирическое и теоретическое мышление. Первое из них предопределяет первичные обобщения на основании опыта. Данные обобщения человек делает на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание представляет собой низшую (элементарную) ступень познания. Его не нужно путать с практическим мышлением.

Стимуляция и развитие мышления

Для стимуляции и активизации мышления используются специальные формы организации мыслительного процесса. Основным методом является «мозговой штурм» (брейнсторминг), предложенный А. Осборном (США). С его помощью происходит продуцирование идей и решений при осуществлении групповой работы.

«Мозговой штурм», проводимый в группах, постепенно накапливает опыт решения разных задач. Он лежит в основе синектики, которую предложил американский исследователь У. Гордон. При «синектическом штурме» предусматривается непременное использование 4 специальных приемов. В их основе лежит аналогия: прямая (подумайте, каким образом решаются задачи, которые похожи на эту); личная или эмпатическая(попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассудить с его позиции); символическая (дать в двух словах образное определение сущности задачи); фантастическая (представить, как бы данную задачу могли решить сказочные герои).

Еще один способ активации типов мышления - метод фокальных объектов, который заключается в том, что признаки нескольких случайных объектов могут быть перенесены на рассматриваемый объект (фокальный, тот, который находится в фокусе внимания). В результате получаются необычные сочетания, что дает возможность преодолеть психологическую инерцию. Например, если в качестве случайного объекта выбран «тигр», а в качестве фокального объекта «карандаш», то можно получить сочетания по типу «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и др. При рассмотрении этих сочетаний и их развитии, часто человеку удается прийти к оригинальной идее.

Метод морфологического анализа состоит в том, что изначально определяются базовые аспекты объекта-оси. Далее по каждой из них ведется запись всевозможных вариантов-элементов. Методика помогает интенсифицировать поиск и методы контрольных вопросов. Они предусматривают использование перечня наводящих вопросов (например, «А если сделать наоборот? А если поменять форму объекта? А если мы возьмем другой материал? А если уменьшить/увеличить объект?» и др.).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис