Факторы, влияющие на технологии формирования личности
Определений понятия личность очень много, так как они формулируются в зависимости от доминанты, которая по мнению авторов является основной в данном понятии. Если рассматривать личность с точки зрения процесса развития, можно определить ее как индивида, который наделен определенными умственными задатками, развивающимися в процессе жизни, обучения, деятельности и общения и дающими возможность формирования мировоззрения и собственной уникальной личностной позиции.
Рассматривая понятие фактора, можно сказать, что это определенное условие, движущая сила развития, причина движения вперед какого-либо явления или процесса.
Технология формирования личности – это развитие качеств и свойств личности, возникающих в процессе жизнедеятельности индивида.
Основную роль в технологии формирования личности играют следующие факторы:
- Биологический фактор – суть которого состоит в том, что человек является частью природы и наиболее развитым и гармоничным ее существом. Существование человека сопровождается его активной деятельностью по обогащению и сбережению природных ресурсов. Основным аспектом при рассмотрении биологического фактора является наследственность – именно благодаря ей человек сохраняет способность сохраняться как природное существо.
- Вторым фактором является среда – основной характеристикой которой являются ее составные части или физические данные, которые включают в себя воду, пищу, воздух, окружающую человека среду. Именно среда определяет уровень развития организма, который является оптимальным для человека с учетом климатических и средовых условий. Помимо вышеперечисленных условий существует еще оно не менее важное – общение, которое можно разделить на устное и письменное. В процессе общения человека с окружающими людьми, с окружающей его средой – природой, животными идет активный процесс развития личности человека.
- Третий фактор, влияющий на процесс формирования личности человека – это деятельность.
Деятельность человека можно подразделить на следующие виды:
- игровая деятельность, благодаря которой осуществляется процесс развития ребенка и познания им социальных норм и правил, принятых в данном обществе и воплощенных им в игре;
- учебно-познавательная деятельность;
- творческая деятельность личности;
- художественно-эстетическая;
- спортивная деятельность.
Технология социализации личности
Еще одним смыслообразующим понятием технологии формирования личности является понятие социализации.
Социализация - это двусторонний процесс, который включает в себя, с одной стороны усвоение человеком социального опыта, накопленного обществом в ходе истории его развития, путем вхождения в эту социальную среду, а с другой стороны, процесс активного воспроизведения индивидом этой же системы социальных связей благодаря активному участию в деятельности данной среды.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология формирования личности является сложным динамическим процессом, который протекает во времени и пространстве и предусматривает:
- процесс развития интеллекта и моральных качеств;
- процесс подготовки к творческому труду в обществе и выполнению функций гражданина.
Стадии социализации
Для эффективного протекания процесса личностного развития процесс социализации должен происходить по определенным стадиям, рассмотрим их более подробно.
Первая стадия представляет собой первичную социализацию, или адаптацию, в процессе которой идет усвоение социального опыта. Период данной стадии длится с роения и до подросткового возраста, в течении которого ребенок адаптируется к окружающей среде, приспосабливается к ней и нормам поведения, подражает значимым близким и социальному окружению.
Вторая стадия - стадия индивидуализации, в ходе которой у человека появляется желание выделиться среди других людей, формируется критическое отношение к принятым общественным нормам поведения и моральным основам общества. Данная стадия характерна для подросткового возраста, в течение которого активно протекают процессы индивидуализации и самоопределения. Однако следует отметить, что данная стадия социализации является промежуточной, так как в подростковом возрасте характер и мировоззрение являются неустойчивыми.
Третья стадия охватывает юношеский возраст и характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, в процессе которой вырабатываются устойчивые свойства личности.
Четвертая стадия интеграции находи свое проявление в желании найти свое место в обществе, утвердится в нем, выполнять определенные роли, иметь уважение со стороны окружающих людей.
Вхождение в общество происходит благополучно, если особенности и свойства личности принимаются группой и обществом. В случае непринятия, возможен следующий исход событий:
- сохранение своей непохожести и особенности и как следствие проявление агрессивного отношения к людям и окружающему обществу в качестве защитной реакции;
- стремление к изменению себя и желание «стать как все»;
- конформизм, внешнее соглашательство и адаптация к окружающим условиям и требованиям общества.
Трудовая стадия социализации, охватывающая практически весь период зрелой жизни человека и характеризующаяся воспроизведением социального опыта за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
Шестая стадия - послетрудовая стадия проявляющаяся, как правило, в пожилом возрасте и имеющая основной своей целью воспроизведение полученного социального опыта в процессе передачи его новым поколениям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все этапы человеческой жизни кардинально отличаются друг от друга по своему содержанию и это в свою очередь требует различных методов и подходов в разработке технологий личностного развития личности и проведение детального анализа процесса формирования личности на основе изучения каждого возрастного этапа.