Особенности и концепции развития эмоциональной сферы личности
На протяжении жизни каждый человек находится на пути своего развития, и развитие это происходит в различных сферах и областях. Сложно представить себе процесс психологического развития личности без процесса становления и развития эмоциональной сферы. Формирование эмоционально-волевого компонента одно из важнейших условий становления гармонично развитой личности. Именно эмоциональная сфера личности является центральным и важнейшим звеном общего психического развития личности.
Вопрос о развитии и становлении эмоциональной сферы личности долгое время являлся проблемным вопросом в психологической науке, более того, до сих пор существуют специалисты, утверждающие, что не существует единой и утвержденной концепции на данную тему.
Рассмотрим существующие концепции и учения на тему эмоционального развития личности.
Группа психологов, в которую входят П. Экман, К. Изард придерживаются точки зрения о том, что эмоциональная система присутствует у человека с момента рождения и тем самым очевиден факт, что она является одной из самых зрелых психических систем личности.
Другая группа исследователей развивает идею о том, что человек при рождении обладает абсолютно чистым психоэмоциональным полем и лишь в процессе взросления это поле заполняется накопленной информацией.
В любом случае, все исследователи сходятся в том, что необходимо развитие эмоциональной сферы личности, для того, чтобы она достигла своей зрелой фазы и стала источником становления личности в целом.
Что же такое эмоциональное развитие и какие элементы оно в себя включает?
Под эмоциональным развитием понимается:
- осознание человеком своих чувств с одной стороны и осознание переживаний другого человека, с другой;
- постепенное разграничение эмоций, чувств на группы;
- расширение круга объектов, субъектов, вызывающих эмоциональный отклик;
- способность к регуляции и контролю над своими чувствами и поведенческими реакциями.
Понятие интеллектуального развития личности
Интеллектуальное развитие - это процесс формирования способностей к осмысленному овладению и практическому пользованию различными видами и операциями мышления. Также в это понятие входит умение человека проводить самостоятельный анализ событий и явлений окружающей действительности, делать соответствующие выводы и обобщения. Неотъемлемой единицей интеллектуального развития личности является также речевое развитие, включающее в себя владение и свободное пользование словарным богатством языка.
Согласно еще одному определению понятия интеллектуальное развитие – это активный процесс приобщения личности к существующим стандартам культуры общества, шаблонам восприятия мира, способам поведения и мышления.
Процесс развития интеллектуальной стороны личности проходит в онтогенезе с момента рождения человека и на протяжении всей его жизни.
На уровень интеллектуального развития оказывают влияние два фактора:
- наследственность, а именно уровень интеллекта, доставшийся человеку от предков
- социальная среда, окружающая человека и являющаяся мощнейшей силой развития личности. Здесь же следует отметить важную роль в интеллектуальном развитии процесса научения, в том числе в форме учебной деятельности. Именно в процессе учебной деятельности происходит формирование умственных внутренних психических структур, проявляющихся в успешном выполнении различных видов интеллектуальной деятельности и соответствующих высоких показателях уровня интеллекта. Вершиной интеллектуального развития личности является интеллектуальная культура личности.
Концепции интеллектуального развития
В настоящий момент существует две диаметрально противоположные концепции интеллектуального развития личности
- Часть исследователей процесса интеллектуального развития личности считает, что данный процесс имеет активную фазу развития до 12 – 16 лет, когда достигается определенный уровень логического интеллекта личности и возникает способность человека действовать в уме, и затем активный процесс угасает и останавливается. Остальные личностно-психологические новообразования и способы активного отношения к миру, которые возникают на следующих стадиях развития личности, являются вспомогательными и теряют свой смысл на стадии зрелости.
- Психологи, принадлежащие к другой группе подвергают жесткой критике идеи о неизбежном снижении интеллектуального развития личности в зрелом возрасте. Они убеждены в том, что личностное развитие человека безгранично и не имеет конечной точки. Именно развитие, в том числе интеллектуальное, является движущей силой и способом существования личности. По их мнению развития человека является активным процессом на протяжении всей жизни человека.
Интеллектуальный труд как движущая сила развития личности
Интеллектуальный труд – это переработка и анализ большого объема информации с одновременной мобилизацией памяти, внимания. Центральным показателем интеллектуального труда является его напряженность, которая в свою очередь определяет силу нагрузки на центральную нервную систему человека.
Интеллектуальный труд можно разделить на две группы:
- творческий, характеризующийся высоко продуктивной деятельностью с высоким процентом изменения существующей действительности. Результатом творческого интеллектуального труда может выступать новый проект, идея, способ существования.
- нетворческий интеллектуальный труд, характеризуется репродуктивным характером деятельности, которая лишь воспроизводит существующие практики и способы действия.
Подводя итог вышесказанного, можно отметить, что культура интеллектуального труда – это один из видов деятельности, развивающийся в культуре. Механизмом передачи опыта интеллектуальной деятельности выступает образование, результатом которого является интеллектуальное развитие личности.