Основные концепции развития личности
Особенности процесса формирования и развития личности изучаются с древнейших времен самыми разными науками. Философия, педагогика, психология задаются вопросом изучения движущих сил развития личности и влияния на это процесс различных факторов. В результате многочисленных исследований было создано несколько теорий и концепций, посвященных данному вопросу.
Каждая из этих теорий освещает тему развития личности с разных сторон, и позволяет ответить на вопрос поиска причин формирования различных качеств индивида.
На современном этапе развития теории развития личности существует две основные концепции развития личности:
- биогенетическая или биологическая;
- социогенетическая или социальная.
В рамках биологической концепции человек рассматривается как биологическое существо и природное явление. Особенности его поведения также характеризуются в зависимости от данных ему с момента рождения инстинктов, потребностей и стремлений.
Основоположниками данной теории являются Зигмунд Фрейд, Чарльз Дарвин, Грэнвилл Холл многие другие исследователи данного вопроса.
Вторая концепция – социальная, основной идеей которой является мысль о том, что окружающая человека среда является основным фактором в процессе развития человека.
Приверженцами данной теории выступают Джон Локк, Лев Семенович Выготский, Антон Семенович Макаренко и другие.
Помимо вышеперечисленных концепций существует третья – объединяющая в себе идеи двух вышеописанных подходов. Она получила название биосоциальной концепции, и главная ее мысль заключается в том, что все психические процессы человека обладают биологическим содержанием, а интересы и направленность личности, в свою очередь, формируются под влиянием окружающей среды.
Основные характеристики биологической концепции
В процессе развития биологической концепции развития личности были выделены следующие основные моменты:
- важнейшую роль в психическом развитии человека играют этапы исторического и биологического развития его родителей, таким образом решающее значение в процессе развития личности принадлежит наследственности;
- основой для проявлений поведения человека является процесс биологического созревания организма, процесс развития – это только лишь количественные изменения организма;
- между ребенком и общество присутствует тесная биологическая связь;
- в процессе развития наследственных черт индивида воспитание и социальная среда являются всего лишь источниками для создания необходимых условий развития;
- вмешательство в природу ребенка со стороны недопустимо.
Биогенетическая концепция включает в себя множество подтеорий развития личности человека:
- психодинамическая теория – основной идеей которой является мысль о том, что процесс развития подчиняется инстинктам, и они являются его основными источниками. Автором этой теории выступает Зигмунд Фрейд.
- эпигенетическая теория - имеет своей основой биологическую концепцию и считает, что процесс развития личности состоит в социальном приспособлении индивида в процессе взросления. Среда в данном случае лишь фактор, влияющий на развитие личности.
- теория оперантного обуславливания - формирование оперантного поведения происходит в следствие «оперирования последствиями», таким образом создаются определенные условия в окружающей среде. Данная теория также имеет биологическую основу.
Несмотря на то, что биологическая концепция и созданные на ее основе теории занижает роль среды и социума она имеет определенную значимость и научный интерес:
- в процессе развития данной концепции были созданы основы идеи развития личности;
- была обозначена роль активности для процесса саморазвития;
- была определена роль и значение игры в жизни ребенка и ее влияние на будущее ребенка;
- благодаря данной концепции получила развитие теория научения личности;
- именно изучение биологического фактора при развитии личности явилось толчком для развития таких наук как генетика и психогенетика.
Основные характеристики социогенетической концепции
Ответом на биологическую концепцию явилась социогенетическая концепция, возникшая в 19 веке.
Основными теоретическими основами данной концепции являются:
- процесс развития личности является результатом влияния окружающей среды и социума, именно они являются решающими факторами в развитии индивида;
- процессы воспитания и обучения являются основой становления личности;
- именно усвоение опыта окружающего мира способствует процессу развития личности.
Можно выделить основные тезисы данной теории:
- ребенок – это чистый лист и именно влияние окружающей среды позволяет запустить процесс развития личности и определяет направления ее развития;
- усвоение социальных норм происходит именно в процессе развития личности;
- восприятие ребенком внешней среды имеет пассивный характер.
Социальная концепция также имеет несколько подтеорий. Самой известной из них является теория социального научения, в основе которой лежит мысль о том, что все имеющиеся индивидуальные различия являются результатами научения.
Самое широкое распространение данная теория получила в Советском союзе и советской психологии и педагогике. Психологи и педагоги данного периода считали, что процесс развития определен наследственностью и инстинктами только на 10 %, остальные 90% являются результатами воздействия среды на личность.
Особенности социогенетической теории
Основной идеей социогенетической концепции является то, что поведение человека это продукт внешнего воздействия, не имеющее врожденных основ. Таким образом с помощью манипуляций внешними воздействиями можно достичь любых результатов.
Процесс развития личности в социогенетической концепции является результатом непосредственного воздействия окружающей среды.
Однако, как и в предыдущих концепциях идут игнорирование активности личности и человеку отводится роль пассивного существа, которое только лишь приспосабливается к окружающей его среде.