Младший школьный возраст — это период развития ребенка, возрастные границы которого совпадают с периодом обучения в начальной школе (с 6-7 до 9-10 лет). В это время происходит его дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие, которое обеспечивает возможность систематического обучения в образовательном учреждении.
Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте
В дошкольном возрасте, который завершается к семи годам, происходит морфологическое созревание лобного отдела головного мозга, который отвечает за произвольность поведения. На этой стадии подвижность нервных процессов возбуждения предопределяет непоседливость и повышенную эмоциональную возбудимость младших школьников.
Для младших школьников характерно расширение спектра чувствительности органов чувств, ощущения становятся более глубокими и точными. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету у младшего школьника увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения становятся лучше на 50 %, а зрительные — на 80 %.
В целом у детей с 7 - 10 лет базовые свойства нервных процессов по своим характеристикам начинают приближаться к свойствам нервных процессов взрослого человека. Тем не менее, данные свойства у некоторых детей, как и раньше, отличаются нестабильностью. По этой причине многие физиологи полагают, что рассматривать тип нервной системы у младших школьников можно лишь условно.
Несмотря на рост выносливости и работоспособности младшие школьники быстро утомляются. Фаза активной деятельности и внимания у них составляет 25-30 минут. На появление утомления оказывают влияние несколько факторов (например, посещение группы продлённого дня, повышенная эмоциональная насыщенность и др.).
Особенности развития младшего школьника предопределяют основу для развития психических процессов, которые требуются для учебной деятельности. В этот период закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (например, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи). Их необходимость в большей степени связана с поступлением в образовательное учреждение.
В завершении младшего школьного возраста происходит преобразование этих процессов в высшие психические функции. На это влияют следующие виды деятельности:
- Учение,
- Общение,
- Игра,
- Труд.
Коммуникативные способности младшего школьника
Для ребенка младшего школьного возраста характерны важные изменения, происходящие с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением. Речевое развитие предопределяет потребность в коммуникации. На момент поступления в школу словарный запас дошкольника составляет 3000-7000 слов. Он включает существительные, глаголы, местоимения, прилагательные, числительные и соединительные союзы.
Дети способны свободно объясняться с другими, общаться на любые темы, которые касаются обыденной жизни и входят в сферу их интересов. Они прислушиваются к звучанию слов и дают им оценку. В этот период ими уже достаточно хорошо освоена культура речи.
У учащегося, посещающего дошкольное общеобразовательное учреждение, сформирован навык осознанного анализа речи. Он осуществляет фонетический анализ слов, расчленяет слова на составляющие звуки, устанавливает порядок звуков в слове. Это умение влияет на успешное овладение чтением и письмом.
Школьнику необходимо перейти от «собственной программы» обучения речи к программам, которые предлагает школа. Он способен коммуницировать на уровне контекстной речи, осуществляя пересказ услышанной истории или собственный рассказ.
Возможности развития коммуникативных умений у младших школьников
Коммуникативное умение представляет собой осознанное коммуникативное действие учащихся. Оно характеризуется наличием знаний о структурных компонентах умений и коммуникативной деятельности. Для этого умения присуща способность правильно выстраивать поведение, управляя им в зависимости от задач общения.
Коммуникативные способности по своей структуре — это сложные умения высокого уровня. Они состоят из простейших (элементарных) умений. В соответствии с содержанием они объединяют в себе следующие группы способностей:
- Информативно-коммуникативные,
- Регуляционные,
- Аффективно-коммуникативные.
Первая группа включает умение ориентироваться в партнерах и ситуациях коммуникации (например, произвольная коммуникация со знакомыми и не знакомыми людьми), соблюдение культуры коммуникации в отношениях с одноклассниками и педагогами.
Регулятивные способности включают умение согласовывать собственные действия, мнения и установки с потребностями партнера по коммуникации (например, контроль учебной и трудовой деятельности, обоснование заданий, выполняемых совместно).
Группа аффективно-коммуникативных способностей состоит из умения формировать знания у учащихся о коммуникативных умениях в качестве основы социальных отношений. Она предполагает знакомство школьников с правилами и особенностями коммуникации в соответствующей социальной роли.
Формирование коммуникативных способностей — означает обучение младшего школьника проявлять активность в речевом пространстве. В нем требуется ставить вопросы и точно формулировать на них ответы. Важными требованиями становится умение внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемую проблему.
Распространенный способ развития коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте представлен сюжетно-ролевой игрой. Для развития и формирования коммуникативных способностей могут использоваться также игра-импровизация, театрализованная игра, сценарии активизирующего общения.
На развитие коммуникативных способностей положительно влияет работа в постоянных и временных микрогруппах (игровые команды). Подобная работа способна уменьшать дистанцию между школьниками, обучить нахождению эффективных способов общения друг с другом. выделению в качестве приоритета ценности общего дела.