Психотехнологии развития определенной сферы — это приемы, способы, упражнения и техники, которые концентрируются на развитии определенного качества (например, оптимистического мировоззрения), активизируют и помогают реализовать потенциал участников коммуникации.
Особенности оптимистического мировоззрения
Оптимистическое мировоззрение представляет собой позитивный взгляд на жизнь, который отражает жизнеутверждающие, созидательные и располагающие к совместной деятельности диспозиции личности. Напротив, негативный взгляд на жизнь отражает низкий интерес к жизни, слабость воли и мотивации, наличие иррациональной, непродуктивной и малопривлекательной жизненной стратегии.
Индивиды с оптимистическим мышлением, как правило, более успешны в любых видах деятельности, которые наполнены неопределенностью и требуют выраженного упорства и настойчивости. Они спокойно относятся к неудачам, причины которых невозможно контролировать.
Исследования психологов показали, что оптимистические установки, присущие для оптимистического мировоззрения, позитивно отражаются на следующих сферах:
- Соматическое, психическое и психологическое здоровье,
- Успешность учебной деятельности подростков,
- Наличие эффективности в мотивации успеха,
- Настойчивость в преодолении трудных ситуаций,
- Выбор проблемных социально-ориентированных копинг-стратегий личности,
- Успешная адаптация к сложным жизненным ситуациям.
Основой оптимистического отношения к жизни стал принцип человеческой активности, который обосновал И. Кант. Индивиды, живущие в соответствии с данным принципом, даже при наступлении неблагоприятных условий всегда будут находить умную основу жизни. Она представляет собой феноменальное явление, имеющее абсолютную ценность и возникшее в ходе испытаний человеческой личности препятствиями и страданиями.
Развитие оптимистического мировоззрения
Вопросами формирования оптимизма активно интересовались представители экзистенциально-гуманистической психологии (К. Роджерс, В. Франкл, К. Ясперс и др.). Ученые придавали большое значение групповой форме работы, предполагая, что она влияет на устранение тревоги и развитие самораскрытия, так как отношения, формирующиеся между членами группы, предназначены для создания оптимальных условий психологических изменений.
Одна из основных форм групповой работы в области развития оптимистического мировоззрения представляет собой тренинг. Групповые психологические тренинги чаще всего представляют собой систему активных психотехник практической психологии, которые используются для работы с психически здоровыми людьми. Такие люди имеют психологические проблемы, а психотехнологии могут оказать им помощь в саморазвитии.
Базовые особенности психотренинга включают:
- Высокую активность участников;
- Групповую форму проведения;
- Игровой характер;
- Направленность на обучение;
- Систематическую рефлексию.
В качестве средства формирования оптимистического мировоззрения подростков выступают следующие психотехники: информирование, дискуссия, ролевая игра, психогимнастика и др.
Психотехники развития оптимизма
Информирование как психотехника создания и развития оптимистического мировоззрения является предоставлением информации о разных сторонах обсуждаемой проблемы. Дискуссия представляет собой эффективный способ активизации группы, используемый в решении различных коррекционно-развивающих задач.
Групповая дискуссия — это коллективное обсуждение определенной проблемы. Ее конечная цель представлена достижением определенного общего мнения по вопросу. Организация дискуссии происходит как процесс диалогического общения участников. В ее процессе формируется практический опыт совместного участия в ходе обсуждения и разрешения теоретических и теоретико-практических проблем.
Дискуссия помогает осуществить коллективное сопоставление мнений, оценок и информации по обсуждаемым вопросам. Ее психологическая ценность заключается в том, чтобы благодаря принципу обратной связи и мастерству специалиста-психолога каждый участник получил возможность увидеть, как разными способами можно подходить к решению одинаковой проблемы.
Ролевая игра – это технология психологического моделирования. С ее помощью можно достигать психокоррекционного эффекта через интенсивное межличностное общение в условиях игровой имитации реальных или выдуманных ситуаций. Эта психотехнология помогает начать проявлять свою индивидуальность, творческие возможности, формируя условия для лучшего осмысления норм и правил поведения и общения.
Психогимнастика представляет собой вспомогательную систему психологических заданий игрового характера, которые способствуют эффективному осуществлению тренинга. Ученые признают некоторую условность термина «психогимнастика», поскольку с помощью него может обозначаться очень широкий круг упражнений, включая письменные и устные, вербальные и невербальные.
Они могут считаться специализированными, поскольку воздействуют преимущественно на ту или иную психическую характеристику. Упражнения также способны носить и универсальный характер, оказывая более точечное воздействие.
Психотехника «самомониторинг эмоциональных состояний» применяется в процессе развития оптимистического мировоззрения с целью самоконтроля саморегуляции личности. Она предназначена для выявления и произвольного преодоления эмоциональной напряженности.
Ключ к реализации этого механизма психокоррекции состоит в том, что происходит поощрение открытого высказывания клиентами чувств и осознание дифференцировки между чувствами и переживаниями.