Понятие психологического здоровья
Здоровье - это комплексное понятие, которое не имеет строго унифицированного толкования, однако Всемирная Организация Здравоохранения все-таки вывела некое определение данного понятия. По мнению ВОЗ, здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но еще и состояние полного физического, социального и психологического благополучия.
Психологическое здоровье - это категория, которая отражает гармоничное соотношение между разными сторонами личности человека, осознание своих возможностей и зон роста, собственных ценностей и желаний, что необходимо для полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности.
Выделяют несколько основных уровней психологического здоровья:
- креативный (высокая и устойчивая адаптация к среде, наличие ресурсов для преодоления),
- адаптивный (адаптация в целом происходит в типичных ситуациях, в нестандартных человек испытывает тревогу),
- дезадаптивный (адаптация происходит лишь по внешнему принципу, внутренние стремления и желания оказываются угнетенными)
Гармония человека с самим собой и окружающей средой достигается за счет саморегуляции личности. Выделяют несколько уровней саморегуляции:
- внешняя - обеспечивает возможность адекватного функционирования как в благоприятных, так и неблагоприятных условиях, что способствует оказанию влияния на ситуацию
- внутренняя - обеспечивает нормальное функционирование психических процессов (эмоционально-волевых, коммуникативных)
Психологическое здоровье в целом включает в себя следующие компоненты: осознание и чувство непрерывности и постоянства своего физического и психического «Я», чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях, критичность к себе, адекватность психических реакций силе и характеру раздражителя, способность планировать свою деятельность, управлять собственным поведением и при необходимости изменять план действий.
Психологическое здоровье ребенка
Психологическое здоровье ребенка - это характер и возможности его адаптации к внешним условиям. Как и сказано было ранее, выделяют три уровня психологического здоровья: креативный, адаптационный и дезадаптационный.
Основными факторами формирования психологического здоровья ребенка являются:
- психосоциальные факторы - к ним относятся характер привязанности ребенка к матери или отцу, стили семейного воспитания, а также особенности взаимодействия ребенка с родителями и другими взрослыми. Важно понимать, что раннее отделение от матери или отца, неустойчивое и фрагментарное общение с малышом в младенческом возрасте влияет на базовое доверие ребенка к миру и другим людям, что не может не влиять на его собственное самовосприятие. Кроме того, такие деструктивные для развития личности стили воспитания, как авторитарный, попустительский, гиперопека являются мощными факторами нарушения психологического здоровья формирующейся личности ребенка. Точно также и обстановка в месте обучения: характер и стиль работы воспитателя, атмосфера внутри группы детей - все это также может быть психотравмирующим фактором;
- внутриличностные факторы - это темперамент, характер и самооценка. Это те параметры, которые важно учитывать при воспитании ребенка и взаимодействии с ним. Необходимо опираться на индивидуальность самого ребенка, его индивидуальный профиль способностей. Удовлетворение основных социальных потребностей (в безопасности, общении, принятии и признании) является фундаментом психологического здоровья: эмоционального благополучия.
Таким образом получается, что основным условием адекватного психосоциального развития ребенка, которое выступает фундаментом его психологического здоровья, является доброжелательная атмосфера в семье, любящие родители, а также внимательное и чуткое отношение к индивидуальным особенностям со стороны других агентов социализации.
Для ребенка, важными параметрами психологического здоровья являются: степень открытости и доверия окружающим и самому себе, эмоциональное благополучие, адекватная самооценка и формирующая Я-концепция.
Психологическое здоровье дошкольника
Основными задачами по формированию психологического здоровья в дошкольном возрасте являются:
- воспитание способности к положительному самоотношению, формирование уверенности в себе,
- обучение принятию других людей, развитие положительного к ним отношения,
- развитие навыков рефлексии и самоанализа,
- формирование потребности в саморазвитии.
Кроме этого, данный возраст является сензитивным для эмоционально-волевого развития: соответственно необходимо обучение навыкам саморегуляции ребенка для профилактики развития личностной тревожности, социальных страхов, агрессивности и деструктивного поведения.
Важными условиями формирования психологического здоровья дошкольника является психологический климат в семье. Это важно потому, что семья в данном возрасте является основным агентом социализации, и поэтому какие нормы и паттерны поведения и эмоционального реагирования приняты, такие и усвоит ребенок, привнеся их с собой в школу.
Благоприятный для развития ребенка психологический климат в семье отличается сплоченностью, наличием чувства защищенности и принятия, доброжелательным отношением друг к другу. Однако основой формирования психологического климата являются супружеские отношения: именно из них должны идти такие качества, как уважение, принятие, любовь, взаимопонимание.
Если в семье преобладает дисгармония в отношения, напряжение, конфликтность - это все передается ребенку. Нередко невротическое развитие ребенка напрямую связано с высокой напряженностью супружеских отношений в семье, особенно если ребенок принимает участие в конфликтах.
Помимо этого, в дошкольном возрасте для гармоничного развития личности ребенка важно, чтобы родители опирались на индивидуальные особенности ребенка, а не на свои собственные ожидания и планы: потому что перегруз или игнорирование потребностей ребенка ведет к тому, что ребенок развивается дисгармонично.