Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология управления конфликтами, стрессами и изменениями в организации

Определение 1

Управление конфликтами в организации — это процесс, предполагающий целенаправленное воздействие на работников компании для исключения причин, которые породили конфликт, и приведение поведения участников конфликта в соответствие с принятыми нормами взаимоотношений.

Методы управления конфликтами

Любая управленческая деятельность — это оказание целенаправленного воздействия на объект и субъект управления. Для этого необходимо последовательное преодоление рассогласований в процессе реализации производственных задач. В частности, преодоление связано с нефункциональными конфликтными ситуациями, которые, как правило, становятся следствием допущенных управленческих ошибок. Также оно относится к конфликтам, которые провоцируются для стимулирования творческой активности и инновационной деятельности. Они помогают ускорять изменения.

В последней ситуации возникает необходимость усилить напряженность, но при этом не нужно допускать выхода конфликтного столкновения за рамки оптимального уровня. В противном случае появится угроза дезорганизации работы компании. Управленцы должны помнить, что отсутствие функционально положительных конфликтов приводит к самодовольству и самоуспокоенности.

Психология управления конфликтами концентрирует внимание на управлении теми конфликтами, в которые руководители втягиваются по причине складывающихся обстоятельств. На это часто влияют ошибки управленцев или сбои в работе. Подобные конфликты необходимо разрешать с минимальными потерями для компании.

Принято рассматривать несколько методов управления конфликтами. В соответствии с признаком поведения конфликтующих сторон их делят на следующие группы:

  • Внутриличностные конфликты,
  • Структурные конфликты,
  • Межличностные столкновения,
  • Переговоры,
  • Ответное агрессивное действие.

Формирование (уточнение) общеорганизационных целей дает возможность объединять усилия всего персонала, направляя его на достижение выдвинутых целей. Разработка обоснованных систем вознаграждения используется в этой ситуации с целью управления конфликтом. Это связано с тем, что справедливое вознаграждение позитивным образом влияет на человеческое поведение, позволяя исключить деструктивные конфликты.

«Психология управления конфликтами, стрессами и изменениями в организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Психология управления конфликтами содержит положение о том, что наиболее рациональным и оправданным в этой сфере становится применение всей системы методов воздействия на конфликт и поведение его участников.

Психология управления стрессами в организации

Организационный стресс представляет собой психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда. Часто он возникает в связи с высокими нагрузками в процессе выполнения профессиональных обязанностей на рабочем месте. Стресс характерен для определенной организационной структуры (организации, подразделения). Он может быть также связан с поиском новых неординарных решений при наступлении форс-мажорных обстоятельств.

Психологи считают, что для управления стрессами важно такое качество, как наблюдательность. Она требуется не только для оценки окружающих людей и их поступков. Большая часть ненужных реакций, эмоций и действий отпадает, когда человек умеет беспристрастно наблюдать за самим собой. Сотруднику компании, который умеет объективно оценивать свои желания, побуждения, мотивы проще управлять своим поведением и избегать стресс в критических ситуациях.

Психология управления стрессами рассматривает следующие качества сотрудников, которые помогут им в работе:

  • Дальновидность в качестве способности понять внутреннюю логику событий, определяя перспективу их развития;
  • Стремление понять других людей, осознанное умение проставить себя на место других;
  • Правильное определение своей линии поведения;
  • Умение извлекать опыт из всего, что происходит (умение «учиться на ошибках») и др.

Психологические аспекты управления изменениями в организации

Современный темп социального и технологического прогресса приводит к росту потребности в изменениях. Изменения представляют собой путь к развитию предприятий и отдельных людей. Управление компанией при стабильных условиях и при условиях изменений – это разные вещи. Они предполагают различные подходы, технологии и навыки. Существенные отличия здесь связаны с уровнями организационного управления. Так, принято рассматривать несколько базовых уровня: человек (сотрудник), группа (команда), предприятие в целом.

Потребность в организационных изменениях основана на появлении несоответствия условий работы организации, группы или персонала новым требованиям развития. Необходимость в них проявляется в том случае, когда данное несоответствие начинают осознавать работники.

Потребность в изменениях создается с помощью подготовки персонала к восприятию их необходимости. Разграничивают внешние и внутренние факторы, характерные для организационных изменений. Первые из них относятся к вызовам внешней среды (например, НТП, конкурентная борьба, политические изменения, изменения в законодательстве).

Внутренние факторы представлены внутренними импульсами развития компании. Они включают проявление свежих взглядов, идей, небезразличного отношения. Исследователи выявили, что каждая организация имеет способность к саморазвитию и совершенствованию. Для государственных предприятий в качестве примера внутренних импульсов могут выступать технологии коллегиального принятия решений.

Некоторые изменения руководство компании предварительно планирует, другие же становятся реакцией на непредсказуемые ситуации. В этом плане выделяют плановые и ситуационные (динамические) изменения.

Плановые (стратегические) изменения проектируются и внедряются в определенном порядке и в установленное время. Они соответствуют прогнозируемым будущим событиям. Ситуационные изменения становятся частичным реагированием на события уже в процессе того, как они происходят.

Дата последнего обновления статьи: 28.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot