Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные стрессоры в деятельности менеджера внешнеторговой организации и способы их снижения

Виды стресса в организации

Определение 1

Стресс – это состояние индивида, которое вызывает ряд неспецифических реакций, появляющихся в качестве ответной реакции на воздействие стрессогенных факторов, например, перенапряжения, конфликтов, монотонной работы и пр.

Управление стрессами в организации относят к основным управленческим проблемам в современной мировой практике. Высокая изменчивость и неопределенность среды обитания человека вызывает то, что все чаще стрессы начинают сопровождать человека в жизни. При этом достаточно часто отмечается возникновение ситуаций, когда уровень стресса превышает психофизиологические возможности, что вызывает ухудшения самочувствия, снижение эффективности деятельности. Данным фактом определяется то, что большинство организаций стремятся внедрить процессы управления стрессом – стересс-менеджмент.

Стресс возникает в сложной или новой ситуации, когда отмечается высокий риск, цейтнот, конфликты, когда требуется найти новый алгоритм решения проблемы и пр.

Организация нуждается в научно-обоснованной и действенной технологии управления стрессом, которая состоит из:

  • предотвращения воздействия фактором стресса – стрессоров;
  • уменьшения последствий от воздействия действующих стрессоров;
  • сокращения количества стрессогенных факторов.

Обязательное условие эффективного стресс-менеджмента в организации представляет понимание причин данной проблемы. Стрессовое напряжение может вызывать и позитивные, и негативные ситуации:

  • эустресс - это стресс, который вызван положительными эмоциями или слабый стресс, мобилизующий человека. Человек при этом осознает все предстоящие проблемы или задачи и знает пути их решения;
  • дистресс – это деструктивный стресс, которые вызывает отрицательные и даже разрушительные последствия.

В соответствии с причинами возникновения и последствиями, выделяют пять разновидностей стресса:

«Основные стрессоры в деятельности менеджера внешнеторговой организации и способы их снижения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • физиологический стресс – вызывают чрезмерные физические нагрузки – недосып, нерегулярное питание, перегрузки;
  • психологический стресс – основывается на неблагоприятных фрустрирующих факторах, является последствием сильного нервного перенапряжения, вызванного одним из переживаний;
  • эмоциональный стресс – вызван излишне сильными чувствами, его причина – отношение к соответствующему воздействию – конфликтным ситуациям, социальной или экономической неопределенности, ожидания чего-либо неприятного и пр.;
  • информационный стресс возникает в случае информационных перегрузок, когда у человека нет времени на принятие правильного решения;
  • управленческий стресс возникает из-за того, что ответственность за принятое решение излишне высока.

Типы профессионального стресса

Определение 2

Профессиональный стресс – это напряженное состояние сотрудника организации, которое возникает у него в качестве ответной реакции на сильный внешний раздражитель, связанный с неблагоприятными изменениями окружающей среды в профессиональной деятельности.

Выделяют несколько разновидностей моделей профессионального стресса:

  1. Мичиганская модель – разработана в институте социальный исследований Мичиганского университета в США. Данной моделью стресс рассматривается в качестве вызванного социальным окружением и устойчивыми свойствами человека (генетическими, личностными, демографическими), также в нем отражены особенности восприятия человеком факторов внешней и внутренней среды, а также совокупность его реакций.

  2. Модель Дж. Драга предполагает, что источник стресса – объективная ситуация, находящая в восприятии индивида субъективное отражение. Позже индивид, на основании этих составляющих, принимает решение, касающееся проявления специфической реакции, определяющей его дальнейшее поведение.

  3. Модель М.Дж. Смита и П. Крайона предполагает, что прямые стрессовые ситуации могут быть вызваны факторами профессиональной деятельности, которые проявляются в определенных последствиях стресса – соматических и психических заболеваний, нарушений эффективности и надежности работы, профессиональных и социальных конфликтов.

  4. Модель профессионального стресса Д. Хоккей состоит из нескольких контуров:

    • активная адаптация включает стратегии, например, работы с напряжением на непродолжительный отрезок времени или приобретение новых навыков в долгосрочном плане;
    • снятие рассогласованности через изменения в оценке уровня требований или целей деятельности;
    • снятие рассогласованности управления внешними условиями труда.

    Все названные три варианта регулирования стресса характеризуются разными уровнями затрат ресурсов. В первом случае, при прямом когнитивном контроле, деятельность сохраняется на должном уровне благодаря возросшим усилиям и физиологической активности. Во втором случае, после когнитивной переоценке, речь идет о стабильности психического состояния индивида, которая достигается ценой снижения эффективности деятельности. В третьем случае – при косвенном когнитивном контроле – эффективную деятельность можно сохранить без дополнительных усилий через, например, более целесообразное планирование или лучшую организацию труда.

Основные стрессы в деятельности менеджера и пути их преодоления

  1. Плохие физические условия работы, перегрузки, временные ограничения, опасность для жизни и пр. Исправить это можно наличием собственного оборудования и декорированием рабочего места, радио, консультацией с личным врачом, желобами, обращением в комитет по здоровью и безопасности.

  2. Неоднозначность роли в организации, ролевые конфликты и ответственность за людей. Данный фактор может быть разрешен совместными решениями, встречей с руководством, новыми способами управления, консультированием по управлению и пр.

  3. Слишком быстрый или медленный карьерный рост, недостаточный уровень безопасности, ущемление амбиций. Данная проблематика предполагает протекание обучения без отрыва от работы и производства, тематические тренинги, обсуждения, затрагивающие здоровье и безопасности.

  4. Плохие отношения с начальником, подчиненными или коллегами также могут выступать стрессогенами. Этот вопрос может быть решен участием в общественных работах, неформальными встречами и собраниями, обсуждением конфликтов, сеансами у психолога.

  5. Недостаточная степень участия и неучастия в процессе принятия решений, ограничения в поведении, бюджете, недостаточное количество качественных консультаций. Данная проблема предполагает использование процессов консультирования, ссуды и кредиты, активность, совместное решение возникающих проблем, встречу с руководством и внедрение инноваций.

  6. Финансовые трудности, жизненный кризис и проблемы в семье. В решении данных проблем помогут финансовая и юридическая консультации, разрешение на отпуск, психотерапия, страхование и семейную терапию.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 05.05.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot