Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стрессы в социальной работе

Понятие «Стресс»

В переводе с английского языка «стресс» означает давление, напряжение или то внешнее воздействие, которое создает это состояние. Во времени это понятие претерпевало значительные изменения, поэтому по смыслу стало более широким.

Определение 1

Сегодня этот термин обозначает реакцию человека, как на вредные физические воздействия, так и на любые события, связанные с отрицательными эмоциями.

Первым этот термин ввел в физиологию и психологию американский доктор медицинских наук, психофизиолог Уолтер Брэдфорд Кеннон. Заимствовано это понятие было из технической области, где тела и конструкции должны иметь способность противостоять нагрузке. Любой механизм имеет свой предел напряженности при превышении, которого может разрушиться.

В научном обороте термин появился в 1936 г. благодаря канадскому физиологу Г. Селье. Более или менее регулярно термин «стресс» Селье начал использовать только в 1947 г.

Ученый разработал общую концепцию стресса как приспособительную реакцию организма на экстремальные факторы. Он считал, что пока люди живут и к чему-то стремятся – они будут всегда испытывать стрессовое состояние, которым необходимо учиться управлять.

На сегодняшний день хорошо изучена биохимическая и физиологическая природа стрессов.

В коре головного мозга под влиянием какого-либо стрессового фактора формируется очаг возбуждения, получивший название доминанты, далее начинается своеобразная цепная реакция – возбуждается гипоталамус, активизируется гипофиз.

Надпочечники выбрасывают в кровь адреналин и гормоны стресса – налицо стрессовое состояние:

  • сильное сердцебиение;
  • учащенное дыхание;
  • повышенное кровяное давление.

В отличие от своих далеких предков, человек далеко не всегда решает проблемы, используя физическую силу, гормоны, не нашедшие выхода, циркулируют по крови, будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе.

«Стрессы в социальной работе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Если эти гормоны потратить на какую-нибудь физическую активность, то стресс не был бы разрушительным для организма. Организм оказывается в стрессовой ловушке.

Запас гормонов стресса в коре надпочечников истощается при аварийном их выбросе, и надпочечники начинают их усиленно восстанавливать. В результате, даже при повторном и слабом эмоциональном возбуждении организм снова рефлекторно выделяет повышенное количество гормонов. Этой биохимической природой стресса объясняется нервозность, неадекватность и конфликтность поведения человека.

В результате всех экстремальных воздействий из равновесия могут выйти психофизиологические и физиологические функции.

В стрессовом состоянии происходит мобилизация всех резервов организма и на некотором отрезке времени человек способен совершить невероятные поступки.

Замечание 1

Непродолжительный по времени стресс, как считают специалисты, безвреден для человека и может быть полезным для выполнения какой-либо работы. Сильный и продолжительный стресс ведет к нежелательным последствиям.

Стресс, по мнению Г. Селье, имеет следующие стадии:

  • стадия тревоги, когда организм человека начинает мобилизовать ресурсы, повышающие его устойчивость;
  • стадия устойчивого и избирательного реагирования – это сигнал больших проблем;
  • сопротивление – это та стадия, которая дает организму возможность успешно справиться с воздействиями, вызвавшими стресс;
  • стадия истощения наступает в результате длительного воздействия на человека стрессогенных факторов.
Замечание 2

Но, в общем, стресс является обычным явлением, а незначительные стрессы просто неизбежны и безвредны.

Профессиональный риск в социальной работе

Конфликтные ситуации между людьми часто приводят к усилению их стрессовых состояний. Конфликты, как правило, сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями с затратой эмоций, сил и нервов и могут привести к разовым или хроническим стрессам. И, наоборот, неадекватное восприятие ситуации в результате стрессового состояния одного из участников, приводит к конфликтам. Стрессы и конфликты замыкаются в порочный круг – конфликт приводит к стрессу индивида, а стресс в свою очередь, воздействует на форму протекания конфликта, обостряет его, углубляет и расширяет.

Такой риск имеет место в самых разных профессиях, включая социального работника к которому предъявляются жесткие профессиональные требования.

В профессиональном развитии социального работника возможна недостаточная квалификация, слабая удовлетворенность трудом, потеря нравственных ориентиров, снижение работоспособности, ценностная дезориентация, деформация личности и др.

Такие отклонения могут привести к негативным изменениям личности социального работника, к возникновению острого внутреннего конфликта. Этот внутренний конфликт может возникнуть между жесткими профессиональными требованиями с одной стороны и, с другой стороны, объективной невозможностью их выполнения.

Подобная экстремальная ситуация, как правило, сопровождается стрессом. Такая психическая напряженность заставляет человека мобилизоваться, чтобы преодолеть появившиеся трудности.

С превышением критического уровня стресс превращается в дистресс.

Стрессы могут быть профессиональные, личностные, стрессы ответственности и др.

Профессиональные стрессы возникают при вхождении в новую профессиональную среду, при изменении требований к профессии, в связи с профессиональным ростом и карьерой и др.

Целый ряд факторов может привести к личностным стрессам социального работника. Среди них изменение или утрата социального статуса, потеря работы, ситуация риска или неопределенные ситуации и др.

Стрессы ответственности отражают особое правовое и моральное отношение социального работника к клиенту, способность и возможность выполнять свои функции, ответственность социального работника перед своей профессией.

Эмоционально-мотивационное утомление может стать причиной субъективного переживания усталости, мотивационной и эмоциональной неустойчивости. Следствием утомления является раздражительность, появление неврозов, вялость, повышенная эмоциональная лабильность.

Когда переутомление ярко выражено, интравертность, замкнутость, агрессивность, тревожность, депрессивность приобретают устойчивые черты.

Конфликтные ситуации и трудности в решении сложных социальных проблем являются неблагоприятными факторами состояния психической напряженности.

Специалисты выделяют перцептивную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную психическую напряженность.

Профессиональные кризисы являются ещё одним неблагоприятным фактором труда социального работника. Данный фактор может проявляться в течение всей профессиональной деятельности работника, независимо от его квалификации.

С наступлением кризиса профессиональная самооценка снижается, возникает ощущения исчерпанности возможностей, снижение интереса к росту или стремление занять более высокое место, несмотря на уровень своей компетенции. Предупредить профессиональные деформации и принять необходимые меры могут помочь необходимые знания о них.

Управление стрессом в социальной работе

Люди являются существами социальными и их общественная жизнь невозможна без столкновения идей, жизненных позиций, целей.

Расхождения и противоречия, возникающие как между отдельными людьми, так и целыми коллективами, нередко перерастают в конфликты и в стрессы.

В такой ситуации надо уметь им управлять, а это значит уметь адаптироваться к стрессовой ситуации.

Можно назвать несколько уровней управления стрессом:

  • уровень организации – насколько организован труд сотрудников, наличие четких требований, оценка деятельности, проведение психологических тренингов релаксации, обучение навыкам сброса напряжения с целью расслабиться и восстановить силы;
  • уровень отдельной личности означает умение справляться со стрессами индивидуально на основе рекомендаций и специальных программ, нейтрализующих стресс – это могут быть медитации, физические упражнения, тренинги, диеты, молитвы.
Замечание 3

Во многих организациях и на предприятиях существуют службы управления персоналом, функционал которых заключается в том, чтобы: проводить социально-психологическую диагностику; анализировать и регулировать групповые и личные взаимоотношения; управлять как производственными, так и социальными конфликтами и стрессами. Данные функции необходимо выполнять не только руководителям, но и специально создающимся подразделениям, например, отделам трудовых отношений, а также конфликтологам.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot