Нарушение зрения — это снижение способности видеть до такой степени, что возникают проблемы, которые невозможно устранить с помощью обычных способов (например, лекарств, ношения очков и др.). Оно появляется из-за травмы или болезни, врождённых или дегенеративных заболеваний.
Особенности нарушения зрения
Нарушение или потеря зрения могут проявляться снижением остроты зрения с коррекцией менее 20/60 (а также значительным дефектом центрального поля), одноимённым или разноимённым двусторонним визуальным дефектом периферического поля, который включает дефект поля или общее сжатия или сужение поля. Также для нарушений может быть присущ пониженный пик контрастной чувствительности, включающий любое из перечисленных условий.
Глазные нарушения, способные приводить к нарушению зрения, также представлены:
- Дегенерацией сетчатки,
- Альбинизмом,
- Катарактой или глаукомой,
- Мышечными проблемами, приводящими к нарушению зрения,
- Расстройствами роговицы,
- Врожденными пороками и инфекциями.
Также нарушения зрения вызываются расстройствами мозга и нервной системы. В данной ситуации их называют кортикальными нарушениями зрения (CVI).
В путеводителе оценки постоянного ухудшения, разработанном американской медицинской ассоциацией, представлен стандартизированный объективный подход, который помогает оценивать медицинские нарушения. Так, в главе «визуальная система» установлены показатели для оценки постоянного ухудшения зрительной системы. В ней описывается то, каким образом это нарушение воздействует на человеческую способность выполнять обычные действия в повседневной жизни».
Путеводитель содержит оценку, что потеря одного глаза может составлять 25% нарушений зрительной системы и 24% от полного обесценивания. Для полной потери зрения на оба глаза характерно 100% нарушение зрения и 85% от полного обесценивания индивида.
Психологические особенности детей с нарушением зрения
Слабовидящий ребенок сильно отличается от обычного по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения информации. Для него характерна высокая эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность. Такие дети, как правило, испытывают напряженность, у них отсутствует способность к пониманию эмоционального состояния других людей.
Психология ребенка с нарушением зрения связана с тем, что ему чаще всего не хватает гибкости и спонтанности. У него слабо развиты или отсутствуют неречевые формы общения. Для слабовидящего ребенка присуща большая неуверенность в точности и качественной стороне выполнения действий. Это может выражаться в более частом обращении за помощью, поскольку требуется оценка деятельности со стороны взрослых людей. Игры таких детей менее развернуты, если сравнить их с играми обычных детей.
Узнать такого ребенка, в первую очередь, можно по нескоординированным, недостаточно целенаправленным, неуверенным движениям. Есть слабовидящие дети, обладающие высокой подвижностью, есть вялые и малоинициативные, есть с нормальной активностью. Тем не менее, практически невозможно встретить детей с хорошей координацией и достаточным количеством движений.
У детей с нарушением зрения практически отсутствует контакт глазами и жестовое общение. Как правило, речевой контакт организован лучше, но для детей 3-4 лет в большинстве случаев присуща задержка речевого развития. У детей постарше можно часто встретить признаки речевой расторможенности и вербализма. Это проявляется в том, что они очень много говорят об отвлеченных вещах, не умея отвечать на конкретные вопросы об окружающем мире (например, составление простого рассказа по картинке).
Слабовидящие дети отличаются не только от детей, которые видят нормально. Друг от друга их отличают следующие признаки:
- Состояние зрения,
- Работоспособность,
- Утомляемость,
- Скорость усвоения материала.
Нарушения можно увидеть и в эмоционально-волевой, а также коммуникативной сфере. Поведенческие нарушения психологи отмечают примерно у 50 % воспитанников. Как правило, для ребят с нарушениями зрения присущи трудности двигательного развития. У них отсутствует стереоскопическое восприятие, а монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием способен снизить двигательную активность.
Имея меньшую подвижность и небольшой опыт коммуникации, дети с нарушениями зрения не всегда хорошо ориентируются в элементах выразительных движений тела. Они не умеют использовать крупную моторику, которая помогает другим детям выражать их чувства и желания. Тем самым, не создается система двигательных образов, которые отражают отношение к объектам и субъектам коммуникаций.
Психология поведения детей с нарушением зрения
Для поведения детей с нарушениями зрения, как правило, не характерна достаточная гибкость и спонтанность, поскольку отсутствуют (слабо развиты) неречевые формы общения. Они характеризуются стереотипией, косной привязанностью слов к образам конкретного предмета или явления. Все это затормаживает работу воображения, мешая использовать слова и понятия в нестандартных ситуациях, комбинировать и формировать новые образы.
В содержании рассказов, придуманных детьми с нарушениями зрения, небольшое количество своих собственных сюжетов. В основном они включают картины и отрывки из известных произведений, им свойственна стереотипность, малая вариативность, отсутствие целостности. На этой основе у детей слабо проявляется эмоциональность, оригинальность и законченность повествования.
Формирование представлений о внешнем облике и эмоциональных проявлениях происходит на основе зрительного восприятия. Это связано с тем, что мимикой и пантомимикой ребенок овладевает по зрительному подражанию взрослому человеку. Внешние проявления чувств ребенка с нарушениями зрения не всегда соответствуют его внутреннему состоянию. В проблемные ситуации при общении со зрячими детьми ребенок с нарушениями попадает часто.