Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Тифлопсихология

Все предметы / Психология / Тифлопсихология
Содержание статьи

Сущность, предмет и методы тифлопсихологии

Определение 1

Тифлопсихология – это раздел специальной психологии, изучающий особенности психического развития слабовидящих и слепых людей, пути и способы его коррекции.

Изначально, тифлопсихология, как наука, включала в себя только лишь изучение особенностей психологии слепых людей. На современном этапе своего существования она занимается изучением особенностей психического развития людей с косоглазием, амблиопией и иными глубокими нарушениями зрения.

В настоящее время тифлопсихология занимается изучением:

  1. Особенностей и закономерностей развития лиц с различными типами нарушения зрения.
  2. Формирование необходимых компенсаторных процессов, которые способны обеспечить возмещение недостатка информации у слабовидящего или слепого человека.
  3. Дефицитом, связанным с нарушением деятельность зрительного анализатора.
  4. Влияние зрительного дефекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.
Замечание 1

Предметом современной тифлопсихологии являются слепые люди, лица с глубокими нарушениями зрения, дети с косоглазием и амблиопией.

Основные задачи, решаемые тифлопсихологией на современной этапе своего существования:

  1. Исследование:

    • общих закономерностей психического развития, которые присущи также и детям с нормой развития:
    • специфических закономерной развития психики детей, имеющих глубокие нарушения зрения;
    • механизмов, которые обеспечивают человеку компенсацию слабовидения и слепоты.
  2. Исследование зависимости психического развития от характера, степени и времени возникновения дефекта зрения.

  3. Установление:

    • потенциальных возможностей лиц, которые имеют различные нарушения зрения;
    • способностей преодоления трудностей, связанных с нарушением функции зрения;
    • особенностей отклонений в формировании личностных и психических процессов.
  4. Разработка психологических основ действительно эффективной коррекционной психолого-педагогической помощи людям, имеющим недостатки зрения.

  5. Разработка социально-психологических основ эффективной интеграции лиц, имеющих различные нарушения зрения в окружающий социум.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 2

Тифлопсихология, как относительно «молодая» наука, заимствует методы из общей психологии. Данные методы подвергаются модификации в зависимости от потребностей тифлопсихологии.

К основным методам, используемым тифлопсихологией, относятся:

  • естественный и лабораторный эксперимент;
  • наблюдение;
  • изучение продуктов деятельности;
  • социометрия.

История тифлопсихологии

Первая попытка осуществить анализ психики слепых людей была сделана Д. Дидро, в его труде «Письмо о слепых в назидание зрячим». После выхода данной книги тенденции в исследовании психики слепых начинают активно развиваться и приобретают актуальность.

В России появление тифлопсихологии относится ко второй половине XIX века, когда начинает активно развиваться психологическая наука. Исследованием психики слепых и слабовидящих людей начинают заниматься педагоги, психологи и врачи. Впервые в периодических изданиях поднимается вопрос, касающийся психического развития людей, имеющих различные нарушения зрения. Авторами поднимаются и обсуждаются темы, касающиеся возможной компенсации, выявленного типа нарушения зрения.

В начале ХХ века, вопросы, которые исследует тифлопсихология, значительно расширяются. Так, в периодических изданиях печатается целый ряд статей, которые касаются изучения:

  1. Доступности осязательности восприятия материальных и пространственных признаков у слепых. Особенности изменения у них характера и чувств. («Эстетическое воспитание слепых» В. Мекер, 1903 год).
  2. Особенности в развитии чувств у слепых. Так, ряд исследователей установили, что у слепых людей, некоторые чувства развиты несколько лучше, чем у тех, кто видит. Среди этих чувств отмечаются такие, как воображение, внимание и мышление. Кроме того, привычки у слепых людей формируются намного быстрее, так как у них более развиты волевые качества личности («Психология слепых» К.К. Лейко, 1908 год).
  3. Особое внимание было уделено изучению особенностям осязания слепых. Были проведены исследования их тактильной чувствительности («Способность слепых приспособляться к жизни» С. Геллер, 1911 год).
Замечание 3

Таким образом, на этапе своего становления и развития, тифлопсихология была направлена на исследование особенностей психики слепых людей, развитости у них отдельных способностей, чувств и личных качеств, и сравнение психики слепых людей и психики людей с нормальным зрением.

Оформление тифлопсихологии, как самостоятельной науки, произошло в советский период. Это было связано с тем, что именно в это время выходит ряд фундаментальных работ советских тифлопсихолгов. В данных работах осуществляется подробный анализ психики людей, имеющих разнообразные виды и типы нарушений зрения. На основании проведенного анализа разработаны и предложены пути компенсации каждого отдельного типа и вида зрительного нарушения.

К фундаментальным исследованиям советского период относятся труды:

  • А.Г. Литвак «Пути развития отечественной тифлопсихологии».
  • Л.И. Солнцева «Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста».
  • Л.П. Григорьева «Психофизиология зрительного восприятия слабовидящих школьников».

В настоящее время, тифлопсихология, как наука «не стоит на месте», она постоянно развивается, занимается исследованием достаточно широкого круга проблем и вопросов, касающихся особенностей развития психики слабовидящих и слепых людей, путей их компенсации и успешной адаптации в окружающее общество.

К современным фундаментальным работам относятся следующие труды:

  • В.А. Кручинин «Теоретические основы формирования пространственной ориентировки у слепых детей в процессе школьного обучения».
  • Л.И. Плаксина «Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения».
  • Л.И. Фильчикова «Основы ранней психологической коррекции сенсорного развития детей с нарушенным зрением».
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Сергей Юрьевич Скворцов

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис