Индивидуальные особенности познавательной сферы школьника
Учебно-воспитательный процесс невозможен без знаний особенностей личности каждого ученика. Частой причиной педагогических ошибок является поверхностное знание психических особенностей ребенка.
К профессиональным качествам учителя, его педагогическому мастерству относятся умения:
- анализировать поведение школьника с психологической точки зрения;
- видеть возможности и прогнозировать его развитие;
- подмечать нравственные отклонения;
- объяснять их причины и находить пути их устранения.
Знание личности ученика, составление психолого-педагогической характеристики, психологический анализ – это не самоцель в работе педагога. Так, например, анализ познавательной сферы может проходить на нескольких уровнях - уровень отдельных психических процессов, таких, как память, внимание, мышление, воображение и их характеристики, на уровне целостной системы приема и переработки информации и анализа общих характеристик, а также на уровне интеллектуальных свойств личности (это индивидуальные особенности психических процессов - внимание, способы запоминания, восприятие).
Что касается внимания, то оно может быть устойчивым и неустойчивым. Школьник может с достаточной степенью легкости переключаться от одного задания на другое или, наоборот, переключение внимания у него затруднено. Насколько полно и точно воспринимает школьник учебный материал, зависит от его памяти, которая может быть механической или логической, рациональной или нерациональной.
Важно знать, какими способами произвольного запоминания он владеет. Среди возможных способов запоминания выделяются следующие:
- смысловой, ассоциативная группировка материала;
- выделение тезисов, цифровых данных, образов, примеров, новых незнакомых слов, эмоциональных реакций;
- структурирование;
- классификация общих признаков;
- составление плана;
- схематизация;
- аналогия;
- достраивание материала;
- представление его в другой модальности;
- повторение;
- ассоциации;
- упорядочение по времени.
Развитие познавательной сферы имеет возрастные особенности.
Отвлекаемость и непроизвольность внимания являются характерными для младших школьников. У них неполное, неточное и фрагментарное восприятие информации, зависящее от каких-либо ярких деталей. Мышление детей этого возраста наглядно-образное, образное. У них высокая эмоциональность, преобладающим является механическое запоминание. Формирование основных умственных действий, как условие теоретического мышления должно быть сформировано в младшем школьном возрасте.
Типичными для детей среднего школьного возраста является конкуренция познавательных потребностей и потребности общения и самоутверждения – школьник сосредотачивается на личных отношениях, а не на учебном материале. В познании возрастает роль мышления.
В старшем школьном возрасте происходит интеллектуализация психических функций. Внимание, восприятие, память подчиняются целенаправленному теоретическому мышлению. Если при анализе познавательной сферы младшего школьника внимание обращается на отдельные познавательные процессы, то при анализе познавательной сферы старшего школьника главное внимание уделяется анализу понятийно-теоретического мышления.
Интеллектуальные свойства школьника
Продуктивность учебной деятельности ученика зависит от системы интеллектуальных свойств личности, составляющих качества ума.
Среди этих свойств – глубина, которая проявляется в умении абстрагироваться при овладении новыми знаниями, осознанность и самостоятельность, проявляющиеся в мыслительных действиях и постановке целей, проблем, выдвижение гипотез и их самостоятельное решение.
Качества ума определяются также гибкостью и устойчивостью, неустойчивостью, инертностью, неосознанностью, чувствительностью к помощи.
Гибкость ума предполагает отход от привычного хода мысли и легкий переход от прямых к обратным связям, а устойчивость – это ориентация на выделенные ранее более значимые признаки.
При инертности ума наблюдается склонность к шаблону и сложность переключения от одного рода деятельности к другому, идет концентрация на известных действиях.
При неустойчивости возникают трудности в ориентации на признаки, находящиеся в содержании нового понятия.
У младших школьников различно отношение к помощи и чем она меньше при решении какого-либо вопроса, тем выше продуктивность мышления.
Неосознанность материала является причиной того, что школьник не может дать отчет о решении задачи. Данные наблюдения являются основным методом определения качества ума.
В основе обучаемости, которая проявляется в достаточной легкости овладения разными знаниями и темпом их продвижения, лежат качества ума.
Основой теоретического мышления, ядром ее является обучаемость. Исходя из этого, школьники имеют различный уровень обучаемости.
Обучаемость высокая предполагает, что основные положительные качества ума сформированы. Это высокая самостоятельность и активность, стремление к интеллектуальному напряжению, преодолению возникших трудностей, легкость выделения смысловых опор, высокий уровень обобщения. Гибкость и глубина ума сочетаются между собой, поскольку позволяют избегать шаблонов и не затрудняют переход при решении задач одного типа к другому. Такое легкое переключение говорит об устойчивости ума и высокой осознанности мыслительной деятельности.
Пониженная обучаемость связана с поверхностностью ума, слабой осознанностью мыслительного процесса, со смещением понятий, трудностью в формировании содержательных обобщений. Налицо формальный подход в усвоении знаний, инертность, умственная пассивность.
Творческое мышление и положительные качества ума связаны между собой.
Выделяется целый ряд качеств, препятствующий успешному творческому мышлению – это стереотипность и косность мышления, использование привычных методов, заниженная самооценка, напряженность, как психическая, так и мышечная, отсутствие воображения.
Рекомендации по развитию познавательной сферы
Для развития памяти и лучшего запоминания учебного материала рекомендуется обучение разным способам запоминания и обучение этапам логического запоминания.
Данная цепочка этапов запоминания может выглядеть следующим образом – осознать цель запоминания-понять смысл запоминаемого материала-сделать анализ материала-выделить значимые и существенные мысли-обобщить-запомнить обобщение.
Среди способов запоминания используются самые разные методы повторения нового материала и методы его закрепления – работа в микрогруппах, соревнование, взаимопроверка, контроль и оценка самими учениками.
Существуют рекомендации по формированию внимания и рекомендации по развитию теоретического мышления.
Чтобы развить умения анализа своей учебной деятельности предлагаются задачи с недостающими, либо избыточными данными, коллективное обсуждение требований, самостоятельное придумывание, способы получения правил и др.
В связи с выявленными уровнями обучаемости школьники могут получить соответствующие рекомендации.
К тем, кто имеет высокую обучаемость предъявляются и высокие требования с минимальной помощью и максимальной самостоятельностью.
Если обучаемость пониженная, то целесообразно развернутое объяснения с наглядностью, выполнение тренировочных упражнений с постепенным усложнением заданий, постоянный возврат к уже изученному материалу.