Основные психологические характеристики массовой коммуникации
Массовая коммуникация – это процесс распространения определенной информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.), посредством использования разнообразных технических средств (пресса, телевидение, компьютерная техника, радио и т.д.), нацеленных на охват большой аудитории.
Психологические процессы, характерные для массовой коммуникации:
- Поддержание интереса у коммуникантов. Используются разнообразные приемы, по подражанию образа и условий жизни тех, кому предназначена информация.
- Формирование ценностей, которые скрыты в реализуемых массовых коммуникативных процессах и функционируют на личностном уровне, тем самым оказывая влияние на общественное (массовое) сознание и формируют нужное мнение.
- Идентификация, которая означает смысловое и эмоциональное отождествление потребностной сферы человека, в соответствии с той информацией, которую он получает извне.
- Осуществление восприятия, понимания, запоминания, переживания, мотивации и ожидания в процессе взаимодействия аудитории и СМИ.
- Оказание на воспринимающую аудиторию необходимого убеждающего воздействия.
- Формирование у масс необходимых интересов и стереотипов посредством специальных установок.
- Разработка коммуникатором тех условий, которые необходимы для осуществления феномена заражения и подражания в массах.
- Формирование и распространение слухов, с определенными целями.
- Формирование мотивации и активизации творческого мышления в конкретной корпоративной среде (группе).
Основной социально-психологической функцией массовых коммуникаций является то, что они способны создать необходимое общественное мнение посредством влияния на общественное сознание.
Таким образом, современные массовые коммуникации не только передают необходимую информацию, но и искажают ее с определенной целью. Одной из основных целей искажения исходной информации является формирование у общества необходимого мнения или настроения. В этой связи, массовые коммуникации зачастую используются в качестве «информационного оружия».
Основные психологические способы воздействия в массовых коммуникациях
Психологические способы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию довольно разнообразны, основными из них являются:
- Заражение – это способ оказания влияния на интеграцию мнения большой аудитории через ее бессознательную и невольную подверженность внушению.
- Внушение – способ, предусматривающий целенаправленное стимулирование сознания индивидов, с целью приведения их мнения и поведения к необходимой модели.
- Подражание – это способ, при котором индивид воспроизводит особенности поведения иных индивидов, с целью показа аудитории той модели поведения, которую необходимо сформировать. Зачастую для демонстрации используется модель поведения того человека, который пользуется авторитетом у большего количества участников аудитории.
- Убеждение – это влияние на сознание человека, с целью донесения до него конкретной информации. Эффективность использования данного способа во многом зависит от уровня образования и интеллекта убеждающего человека.
- Манипуляция – это способ воздействия, как на отдельную личность, так и на группу личностей. Манипулировать можно поведением, мнением, отношением. Особенностью этого способа является то, что манипулятор всячески старается скрыть свои намерения.
- Принуждение – это способ, основанный на угрозах и применении в отношении индивида определенных действий, с целью добиться от него необходимого поведения. В качестве контролирующих действий может быть использовано ограничение индивида некоторых благ, либо применение в отношении физической силы или угроза лишения свободы.
- Аргументация – обсуждение определенного вопроса или проблемы с приведением в пользу своих высказываний конкретных аргументов, с целью формирования у собеседника необходимого мнения или изменения имеющегося у него мнения по рассматриваемому вопросу.
Психологические методы воздействия в массовой коммуникации
В массовых коммуникациях используется ряд следующих психологических методов воздействия:
Метод создания неопределенных ситуаций – это метод, который предусматривает предварительное введение индивида в состояние таких негативных психологических ситуаций, как «потеря себя», «разрушение установок» и т.д. После того, как индивид самостоятельно не может найти выход из данных ситуаций, ему показывают верный путь. В результате данных манипуляций индивид в дальнейшем уже готов воспринимать нужные установки и реагировать на них требуемым образом.
Метод воздействия на регуляторы активности – это метод, который подразумевает использование совокупности приемов по изменению мнения, взглядов и установок индивида, с целью формированию у него новых или изменения (актуализации, обновления) имеющихся. Основные условия применения данного метода – это наличие у индивида фактора неопределенности. Чем выше неопределенность, тем выше тревожность и тем больше шансов изменить мнение индивида.
Методы воздействия на фоновое состояние психики:
- Мультимодальный гештальт — сложные образы, связанные с водной стихией, космосом, влиянием различных цветов на состояние человека
- Невербальные сигналы — это мимика, жесты.
- Вербальные сигналы – речевое воздействие на психику человека
- Регуляция уровня удовлетворения потребностей — это, например, реклама, в которой говорится что употребление данного продукта, оказывает влияние на возникновение хорошего настроения
- Вовлечение в социальную организованную деятельность — это, например, система лояльности по накоплению баллов при сборе наклеечек, крышечек и т.д.