ЗПР (задержка психического развития) — это нарушение нормального темпа психического развития ребенка, при котором его отдельные психические функции, включая память, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, отстают в своём развитии от норм, которые приняты для этого возраста.
Особенности детей с ЗПР
Как показал опыт и многочисленные исследования, полноценное развитие детей с задержкой психического развития (ЗПР) достигается лишь тогда, когда сформированы адекватные условия обучения и развития. В этом процессе необходимо наиболее полно учесть имеющиеся отклонения и аспекты развития.
Исследования дефектологов содержат информацию о сниженной продуктивности детей с ЗПР. Она проявляется через различные типы психической деятельности, включая процессы воспроизведения, запоминания и мышления.
Авторы считают, что у детей с ЗПР снижена общая способность к обучению, что, как правило, сопровождается пониженной познавательной активностью. По этой причине, оказывая психолого-педагогическую помощь младшему школьнику с ЗПР, специалист в школе должен уделить внимание формированию активного познавательного отношения к окружающему миру (познавательная активность или интерес).
Понятие познавательного интереса и активности в качестве существенных личностных характеристик школьников находят отражение в большом числе исследований, которые посвящены анализу учебной мотивации, познавательной активности, личностного активного отношения к новому в случае нормального и задерживающегося развития.
Формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения способствует становлению «субъекта обучения», который активно усваивает знания, умения, навыки и развивается в ходе овладения ими.
Отдельные психологи подчеркнули большое значение развития познавательных интересов в коррекционной работе с детьми с ЗПР. Они полагают, что это будет способствовать тому, что ценности деятельности для личности, мотивационная нацеленность на ее осуществление, мобилизация интеллектуальных сил и волевых усилий будет осознаваться.
Исследования психологических особенностей познавательной активности детей с ЗПР
Ученые изучили индивидуальные (типические) особенности познавательной активности, рассмотренной в структуре общей способности к учению у детей младшего школьного возраста. Экспериментальная работа происходила с помощью нескольких методик:
- Вербальный выбор;
- Методика «Выбери задачу»;
- Методика «Соедини значки и найди предмет».
В исследовании было принято определение категории «познавательная активность», которую предложила Э. А. Баранова. Она представляет собой интерес в структуре общей способности к обучению в качестве интегративного (эмоционального, интеллектуального и деятельностного) психического образования, которое выражает субъектное отношение школьника к получению новых знаний, относящихся к объективной окружающей действительности.
Рассмотренные структурные компоненты познавательной активности могут в одно время характеризовать область субъективной активности личности в ходе познания и получения новых знаний. Они связаны между собой и представляют в совокупности сложное интегративное психическое образование. Если обратиться к его развитому виду, то оно представлено в виде сложного интегративного свойства личности, способного характеризовать активную познавательную направленность, спроецированную на соответствующую сферу бытия и выступающую в единстве эмоциональных и интеллектуально-регулятивных процессов.
В соответствии со степенью выраженности показателей ученые рассматривают несколько уровней формирования познавательного интереса в рамках общей способности к учению:
- Субъектно-поисковый уровень, который можно характеризовать оптимальным образом реализованным возрастным потенциалом;
- Продуктивно-поисковый уровень, где отмечена неустойчивость и эпизодичность в проявлении познавательной активности;
- Инактивный (репродуктивный) уровень, характеризующийся отсутствием творческого проявления (здесь поисковая деятельность почти целиком направлена и корректируется через воздействия взрослых людей);
- Зачаточный, элементарный уровень, когда активность ребенка характеризуется интересом с формальной стороны познавательной деятельности;
- Фактическое отсутствие познавательного интереса, где разрешение познавательных задач не может стать действенным мотивом.
Отсутствие у детей младшего школьного возраста с ЗПР познавательной активности может сочетаться с абсолютно низкой степенью формирования процессов саморегуляции.
Методы исследования особенностей познавательной активности
С помощью анкеты «Вербальный выбор» появляется возможность выявления степени выраженности позитивного эмоционального отношения к познавательной деятельности в качестве мотива. В этом эксперименте школьника с ЗПР ставили в ситуацию выбора между мотивами ведущей и неведущей деятельности.
После анализа сделанных выборов в отношении позиционированных мотивов, ученые сделали вывод, что игровой мотив у детей с ЗПР занимает основное место (примерно 39 %). Около 30 % выборов отразили важность мотива получения оценки, который свидетельствует о стремлении ребенка младшего школьного возраста с ЗПР получить одобрение со стороны преподавателя.
Позиционный мотив представляет собой возможность занятия новой социальной позиции. У нормально развивающегося ребенка младшего школьного возраста он занимает первое место.
В ходе исследований удалось сравнить полученные данные и увидеть, что младшие школьники с ЗПР предпочли игровую деятельность, а дети с нормальным уровнем развития не обнаружили доминирующую тенденцию к игре, больше показав нацеленность на познавательную активность и деятельность.
По мере взросления у младших школьников с ЗПР не развивается интерес к познавательной деятельности. Ученые определили, что они больше концентрируются на игре, поэтому не меняются тенденции в мотивационных предпочтениях. Такие дети как бы «застревают» в дошкольном возрасте.