Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст

Определение 1

Подростковый возраст ‒ это период развития между детским возрастом и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), который определяется качественными изменениями, сопряженными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Для подростков свойственна полярность психики:

  • целеустремленность, импульсивность и настойчивость может смениться чувством апатии, отсутствием желаний и стремлений что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро заменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • необходимость в общении заменяется желанием уединения;
  • в определенных случаях развязность поведения может совмещаться с чувством застенчивости;
  • романтические настроения часто граничат с расчетливостью, цинизмом;
  • ласковость, нежность может проявляться на фоне недетской жестокости.

Отличительной чертой возраста считается пытливость ума, любознательность, устремление к познанию и информации, подросток стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая внимания на то, что знания необходимо систематизировать.

«Подростковый комплекс»

Резко выраженные психологические качества подросткового возраста получили наименование «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» может включать перепады настроения ‒ от безудержного веселья к унынию и обратно ‒ без необходимых оснований, а также ряд других: противоположных свойств, которые могут выступать поочередно.

Чувствительность к оценке другими людьми собственной внешности, умений, способностей совмещается с избыточной безапелляционными суждениями и самонадеянностью в отношении окружающих. Сентиментальность иногда сосуществует с удивительной черствостью, болезненная застенчивость ‒ с развязностью, желание быть оцененным и признанным другими людьми ‒ с демонстративной независимостью, борьба с авторитетами, общепризнанными правилами и распространенными идеалами.

«Психологические особенности подросткового возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Подростки особенно эгоистичны. С одной стороны, они с энтузиазмом подключаются в жизнь сообщества, а с другой ‒ охвачены стремлением к одиночеству. Порой их поведение по отношению к другим людям бесцеремонно и грубо, хотя сами они чрезмерно ранимы. Их настроение может колебаться между оптимизмом и самым безнадежным пессимизмом. Порой они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда апатичны и медлительны.

Особенности самооценки подростка

В ходе формирования самооценки в подростковом возрасте центр внимания все больше выносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от случайных черт – в целом к характер. С этим объединены осознание – иногда преувеличенное – собственного своеобразия и переход к идеологическим, духовным масштабам самооценки. В итоге как личность человек самоопределяется на существенно более высоком уровне

Выделят три уровня самооценки в подростковом возрасте:

  1. Адекватная самооценка – реалистичная оценка самого себя, собственных действий и способностей. Адекватная самооценка может помочь подростку сопоставить собственные силы с разными требованиями и задачами окружающих людей.
  2. Завышенная самооценка – неадекватно высокое оценивание подростком собственных способностей и умений. Подростки с завышенной самооценкой имеют значительную ориентированность на общение. Они в значительно меньшей мере склонны проявлять себя через продуктивную деятельность.
  3. Заниженная самооценка – неадекватное недооценивание себя подростком, преуменьшение собственных достоинств.

Чувство взрослости как одно из новообразований подросткового возраста

Чувство взрослости, которое занимает одно из самых значительных мест во внутренней позиции подростка, проявляется в том, что он уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого человека. Но воплотить в жизнь данную потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда устремление к «внешней взрослости», которая имеет место быть в перемене внешнего облика в согласовании с «модой взрослых», в гиперболизированном интересе к проблемам пола, курении, потреблении спиртных напитков и т. д.

Необходимо принимать во внимание, что высокое внимание подростка к собственной внешности связано с установленными свойствами психического формирования в этот период, со сменой ориентированности подростков с взрослых людей на сверстников. Потому подростку весьма важно соответствовать тем нормам, которые установлены в их среде.

Ценностные ориентации подросткового возраста

У подростков отмечается склонность более углубленно осознать себя, осмыслить собственные чувства, взгляды, настроения, отношения. Жизнь подростка должна быть наполнена какими-то содержательными отношениями, переживаниями, интересами. Как раз в подростковом возрасте начинает складываться обусловленный круг интересов, который понемногу получает определенную устойчивость. Круг интересов считается психологическим основанием ценностных ориентаций подростка. Формируется интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Реакция эмансипации у подростков

Реакция эмансипации ‒ специфическая поведенческая реакция подростка. Она выявляется устремлением высвободиться из-под контроля, опеки, покровительства старших ‒ родных, преподавателей, в общем людей старшего поколения. Она может быть распространена на установленные взрослыми правила, порядки, законы, стандарты поведения подростка и ценности духовного порядка. Потребность высвободиться объединена с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Такая реакция у подростков появляется при излишней опеке со стороны взрослых, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной свободы и самостоятельности, относятся к нему как к маленькому ребенку.

Проявления реакции эмансипации достаточно многообразны. Проявляется она в повседневном поведении подростка, в намерении везде и всегда поступать по-своему, самостоятельно. Одной из крайних форм проявления данной реакции является бродяжничество и побеги из дому, которые могут быть предопределены желанием «пожить свободной жизнью».

Замечание 1

Таким образом, подростковый период считается очень ответственным, потому что он часто определяет будущую жизнь человека. Утверждение независимости, развитие личности, выработка планов на будущую перспективу – все это происходит как раз в этом возрасте.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot