Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические особенности информации

Понятие информации

Определение 1

Информация ‒ это сведения об окружающем мире и проходящих в нем процессах, воспринимаемые разными потребителями (человеком, прочими живыми организмами или особыми техническими устройствами) для обеспечения направленной деятельности.

Информация – это есть полезное содержание данных. Данные – это есть форма представления информации. Наиболее полно характеристика данной связи дается путем представления трех ключевых аспектов информации: прагматического, семантического и синтаксического содержания.

Прагматический аспект отображает соответствие информации достижению цели, характеризует полезность информации, которая содержатся в данных. Таким образом, дается оценка потребительских свойств информации.

Семантический аспект определяет смысловое содержание информации и характеризует степень соотношения информационного объекта и его образа, который содержится в информации (данных).

Синтаксический аспект информации соединен с формой ее представления и не касается ее содержания, смысла.

Потому сведения представляют только синтаксический аспект информации.

Информация как динамическая характеристика многообразия мира может быть проявленной, непроявленной и отображенной.

Проявленная информация является характерной для любых форм бытия. Она наблюдаема, измеряема и применяется для поддержания жизнедеятельности систем. Как всякая энергия она может быть «законсервирована» и сведена в «статическое» состояние (скажем, она может храниться в формате книги, документа, компьютерного файла и т. п.).

Непроявленная информация ‒ это информация в потенциале, первоначально свойственная миру в его вероятном бытии, но скрытая (в том числе от сознания человека) до вероятной востребованности. Непроявленная информация может переходить в открытую форму, опосредованно и непосредственно.

«Психологические особенности информации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Фиксируясь сознанием человека, непроявленная информация модифицируется в отображенную (идеальную), после чего приобретает возможность «материализоваться», т. е. перейти в закрепленную материально форму (обзор в газете, научном журнале и т. п.) пи помощи творческих усилий человека.

Свойства информации

Замечание 1

Свойства информации ‒ это признаки информации, т. е. ее качественные характеристики.

Эти свойства тесным образом взаимосвязаны:

  • объективностьсубъективность,
  • достоверность ‒ недостоверность,
  • полнота ‒ неполнота,
  • актуальность ‒ неактуальность,
  • ценность ‒ бесполезность,
  • понятность ‒непонятность.

Объективность информации. Информация объективна, если не находится в зависимости от чьего-либо суждения, мнения.

Достоверность информации. Информация является достоверной, если отображает действительное состояние дел. Достоверная информация может помочь принять верное решение.

Недостоверной информация является по следующим основаниям:

  • намеренное искажение (дезинформация);
  • искажение вследствие действия помех («испорченный телефон»);
  • непреднамеренное искажение (сплетни, байки, слухи).

Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для осознания ситуации и принятия решения.

Актуальность (своевременность) информации ‒ это важное свойство для настоящего времени. Исключительно вовремя приобретенная информация может принести требуемую пользу.

Полезность или бесполезность информации. Так как грани между данными терминами нет, то необходимо говорить об уровне полезности применительно к потребностям определенных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые человек может решить, используя данную информацию.

Понятность информации. Информация понятна, если она сформулирована на языке, доступном для получателя.

Информацию необходимо считать особым типом ресурса, при этом имеется в виду трактование «ресурса» как запаса некоторых знаний предметов материального характера или энергетических, структурных или каких-либо других определений предмета.

С данной точки зрения выделяют следующие свойства информации:

  1. Запоминаемость;
  2. Передаваемость;
  3. Воспроизводимость;
  4. Преобразуемость;
  5. Стираемость.

Запоминаемость ‒ одно из самых значительных свойств информации. Запоминаемую информацию именуют макроскопической (имеют в виду масштабы пространства запоминающей ячейки и время запоминания). Как раз с макроскопической информацией имеют дело в реальной практике.

Передаваемость информации при помощи каналов связи (в том числе с помехами). В этом эпизоде имеется в виду несколько другой аспект ‒ способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть «запомнена» иной макроскопической концепцией и при этом остается тождественной самой себе. Разумеется, что количество информации не должно увеличиваться при копировании.

Воспроизводимость ‒ информация не изменяется при создании копии информации.

Замечание 2

Если передаваемость означает, что нет необходимости считать значимыми отношения пространственного уровня между составляющими концепции, между которыми передается информация, то воспроизводимость определяет неистощимость и неиссякаемость информации, т.е. что при воспроизведении, информация остается тождественной самой себе.

Преобразуемость ‒ информация может изменять форму и способ собственного существования. В общем случае число информации в процессах преобразования изменяется, но увеличиваться не может.

Стираемость ‒ информация имеет такой вид преобразования, при котором ее число сокращается и становится равным нулю.

Психология восприятия информации

Восприятие – это процесс отображения в сознании личности предметов и явлений в сумме их состояний, свойств, элементов. Представленный процесс тесно объединен с органами чувств, так как человек получает любую информацию при помощи зрительных, слуховых и других ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю деятельность, в которой принимают участие все процессы психики: воображение, внимание, память, мышление. Для того чтобы информация, поступающая в мозг, наилучшим образом усваивалась, ее нужно осмысливать или осознавать. Восприятие осуществляет функцию проводника между новой информацией и ее пониманием.

Восприятие информации человеком совершается на нескольких уровнях. Данные уровни, так или по-другому, затрагивают органы чувств и сопряжены с процессами познания.

Психология восприятия информации соединена и с процессами в психике человека:

  • мышлением (видя, слыша, человек осознает или догадывается о том, что непосредственно перед ним находится);
  • речью (человек называет предмет восприятия);
  • чувствами (установленным образом человек проявляет реакцию на то, что он воспринимает);
  • волей (человек может организовывать ход восприятия, управлять им обусловленным образом).

Также характеристиками процесса восприятия информации являются: константность, целостность, предметность, обобщенность.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot