Понятие и виды агрессии
Агрессия – это форма поведения человека, противоречащая нормам и правилам существования в обществе, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу.
Данной проблемой занимались А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, З. Фрейд, Л. Берковиц, А. Бандура и др. Специалисты, исследуя агрессию, пришли к разным точкам зрения на то, следует ли её расценивать как положительное явление или как отрицательное.
Сегодня некоторые авторы сходятся на том, что агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление, и она имеет место тогда, когда результатом действий становятся какие-либо негативные последствия. С этим мнением согласны не все специалисты.
Другие авторы считают, что агрессия является естественным свойством человека, а не социальной или клинической патологией.
Отношение человека к агрессии отрицательное и вызвано оно тем, что путаются два понятия – агрессия и насилие.
Насилие, скорее всего специфический человеческий феномен, выходящий за пределы целесообразности и являющийся целевым осознанным воздействием на других.
Мотивом насильственного поведения является самоутверждение за счет другого человека.
Агрессивные же тенденции заложены в самой человеческой природе. Формы агрессивного поведения подростков могут быть разные.
Классификация агрессивного поведения, данная А. Бассом, содержит три основных параметра – физическая вербальная агрессия, активная-пассивная агрессия, прямая-косвенная агрессия.
С. Фешбах выделяет агрессию враждебную, инструментальную, экспрессивную, которая представляет собой непроизвольный целенаправленный и быстро заканчивающийся взрыв гнева и ярости.
Враждебная агрессия ставит цель нанести вред другому человеку, а инструментальная агрессия направлена на достижение цели нейтрального характера.
С. Фешбах подразделяет инструментальную агрессию на индивидуально и социально-мотивированную, корыстную и бескорыстную, антисоциальную и просоциальную.
В социальной среде степень социализации определяет уровень агрессивности, но, тем не менее, сколько бы человек ни социализировался, он не может уйти от своей биологической природы, потому что наделен огромной и устойчивой силой агрессии.
Человеческие отношения, продиктованные на первый взгляд, даже позитивными чувствами – любовью, дружбой, кооперацией, являются выраженной в той или иной мере, борьбой за власть, т.е. характеризуются проявлением агрессии.
Таким образом, бессмысленно и вредно искоренять проявления агрессии. Важно добиваться того, чтобы агрессия была соразмерна обстоятельствам и социально допустимым нормам.
Социализация агрессии может происходить на уровне общественных групп, на уровне отдельного человека, признания возможностей существования разных точек зрения, на уровне компромисса и позитивной самореализации, стремления к диалогу и др.
Подростковая агрессивность
Агрессивность подростков занимает особое место и рассматривается учеными как сплошной многолетний возрастной кризис, длящийся с 13 до 16 лет.
В этом возрасте взрослеющие юноши и девушки сталкиваются с соперничающими влечениями – потребностью в близости и принадлежности другому и стремлением сохранить и утвердить собственную идентичность.
Появляются экзистенциальные переживания – чувство одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие идеалам своего реального Я.
У подростков возникает желание оборвать свою зависимость от родителей, совершать самостоятельные поступки, сформировать свои взгляды на мир.
Этот период в жизни семьи и самого подростка является очень сложным.
Чтобы приобрести коммуникативные навыки подросток должен большую часть времени находиться среди своих сверстников, и родители должны это понимать.
Реальные ситуации учат справляться с жизненными трудностями – решать психологические проблемы, преодолевать страх, враждебность, ревность, формировать моральные представления, конструктивно выяснять отношения.
Родители при этом остаются добрыми советчиками и надежным тылом.
Реализовать свою агрессию современные подростки могут двумя способами:
- способ открытого проявления, когда он либо добивается престижа и самореализации, либо ломается, спивается, попадает в тюрьму или кончает жизнь самоубийством;
- способ прятать и подавлять свою энергию, быть послушным и ничего в жизни не добиться, подавленная энергия при этом, будет искать выход наружу в виде невроза или психосоматического заболевания.
Росту агрессивности у подростков способствуют такие факторы – резкое возрастание половых гормонов, особенно тестостерона у мальчиков, способствующих росту агрессии, а также эндокринный взрыв.
Росту агрессии способствуют органические поражения головного мозга – травмы, перенесенные менингиты, а также отношения взрослых, особенно родителей.
Родители могут способствовать агрессии у подростка эмоциональным отвержением. Отвержение чаще всего происходит со стороны отца, страдающего повышенной тревожностью и неуверенностью в себе, переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей.
Агрессия у подростков может появиться в результате ужесточения контроля, особенно со стороны мамы и бабушки, напуганных ростом подростковой преступности, наркоманией, развратом.
Молодые люди превращаются в бунтарей, потому что им не дают превратиться в самостоятельную личность.
Поскольку в этом возрасте недостаточно ещё ума и опыта, молодые люди совершают асоциальные или абсурдные поступки. Свою агрессивность молодежь переносит на тех, кто их окружает – врачей, учителей, психологов, своих сверстников, поведение которых, по их мнению, имеют сходство с поведением взрослых.
Чаще всего агрессивными среди мальчиков вырастают «кумиры семьи», выросшие в женском окружении без отцов.
Мальчики, выросшие с авторитарным жестким отцом и мягкой непоследовательной матерью, вырастают жесткими и авторитарными.
Девочки, выросшие с жесткой и авторитарной матерью при мягком и уступчивом отце, будут идентифицированы с матерью. Наконец, если девочки, предоставлены сами себе – то, в этом случае их агрессивность будет механизмом выживания.
Коррекционная работа с агрессивными детьми
Психокоррекция с агрессивными детьми направлена на то, чтобы оказать комплексное психологическое воздействие на ребенка с целью изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения.
Насколько эффективна коррекционная работа определяется с помощью таких факторов, как:
- установка на помощь специалиста;
- клинические особенности заболевания;
- особенности ребенка, возможность эмоционального обыгрывания агрессивных реакций, возможность перестройки неадаптивного поведения, приобретение навыков адаптивного общения.
Психокоррекция агрессивного поведения проводится с использованием разных методов.
Направления психокоррекции:
- игра, с помощью которой происходит изъятие из привычного окружения и помещение в коррегирующую среду;
- творческое самовыражение рисованием, конструированием, музыкальными занятиями;
- сублимирование агрессии в такие виды спорта, как футбол, баскетбол, требующие навыков сотрудничества, а индивидуальные высокоагрессивные виды спорта – карате, бокс нежелательны.
Коррекционная работа с агрессивными подростками включает комплекс упражнений, формирующих позитивную самооценку. Чаще всего среди таких детей встречается заниженная самооценка «Я – плохой».
Чтобы сформировать позитивное самовосприятие и снизить уровень агрессивности используются упражнения «Ассоциации», «Я горжусь тем, что я…», «Я – очень хороший» и др.
Довольно часто агрессивное поведение подростков рассматривается как временное, имеющее связь с возрастными кризисами, но, если ничего не предпринимать, то такое поведение закрепится как установившийся поведенческий стереотип, изменить который будет уже сложно.