Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы коррекции девиантного поведения подростков

Все предметы / Психология / Методы коррекции девиантного поведения подростков

Сущность и виды девиантного поведения подростков

Определение 1

Девиантное поведение – это устойчивый вид поведения, характеризующийся отклонением от общепринятых норм.

В настоящее время отмечается рост подростков с девиантным поведением. Это связано с тем, что в современном обществе кардинально изменилось отношение к детям. Зачастую родители путают свободное воспитание от вседозволенности, что в итоге приводит к избалованности ребенка, отсутствию у него авторитета взрослого. В подростковом возрасте это перерастает в девиантную модель поведения.

Отечественными и зарубежными исследователями предложены разнообразные подходы к классификации видов девиантного поведения у подростков. В основном все они основаны на анализе психических особенностей подросткового возраста.

Основной классификацией видов девиантного поведения у подростков является многомерная классификация, учитывающая единство и взаимозависимости поведения подростков:

  1. Делинктивное поведение – это отклоняющееся поведение, которое характеризуется крайними проявлениями, представляющими собой условно-наказуемые деяния. Данное поведение необходимо отличать от криминального, так как зачастую подростки проявляют его «за компанию», от озорства или любопытства.
  2. Аддиктивное поведение – это поведение, которое проявляется в стремлении уходе от окружающей подростка реальности путем искусственного изменения всего психического состояния, за счет приема различных препаратов или веществ, сосредоточении на определенном виде деятельности и т.д. Данное поведение основано на том, что подросток сосредоточен на том, что не только может дать ему определенные эмоции, но и поможет поддержать их интенсивность на протяжении определенного времени. Например, употребление алкоголя или наркотиков, занятие паркуром или прыжками с высоты и т.д.
  3. Патохарактерологическое поведение – это поведение, которое вызвано патологическими изменениями в характере подростка, сформировавшимися в результате не правильного воспитания. Например, завышенный уровень притязаний, склонность к самоввзвинчиванию, обидчивость и т.д.
  4. Психопатологический тип девиантного поведения – это тип поведения, который основан на психологических синдромах и симптомах, которые являются проявлением определенных психических заболеваний или расстройств. Например, саморазрушающее поведение, агрессивность по отношению к себе, суицидальные наклонности, алкоголизм, наркотизация.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные направления коррекции девиантного поведения подростков

Коррекционная работа с подростками, имеющими девиантное поведение, осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлена на формирование в ребенке гуманистических и общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, положительно нравственных качеств личности.

Замечание 1

Основная цель педагога, организующего коррекционную работу с подростками, – выявление и исправление (коррекция, преодоление) недостатков в развитии личности подростка, оказание ему необходимой помощи в успешном формировании картины мира и адекватной социализации в общество.

Основные направления коррекционной работы с подростками с девиантным поведением:

  1. Нормализация и обогащение знаний об окружающем мире, формирование адекватных взаимоотношений с окружающими людьми (педагоги, дети, родители и т.д.).
  2. Компенсация недостатков и пробелов в духовном мире подростка. Основным методом является вовлечение подростка в тот вид деятельности, который для него более привлекательный, и в котором он может добиться особых успехов.
  3. Восстановление тех положительных качеств, которые менее всего подверглись деформации.
  4. Стимулирование положительных качеств подростка, имеющих социальную значимость.
  5. Повышение интенсивности положительного развития личности, формирование положительных личностных качеств.
  6. Обогащение социально значимого жизненного опыта, посредством практической деятельности в разнообразных сферах жизни.
  7. Формирование здорового образа жизни, нравственного и эстетически правильного поведения.
  8. Ликвидация негативных качеств личности и вредных привычек, формирование положительных личностных качеств.

Характеристика методов коррекции девиантного поведения подростков

В настоящее время выделяют четыре основные группы методов, которые направлены на исправление и коррекцию девиантного поведения у подростков:

  1. Методы, направленные на разрушение отрицательных черт характера, например, метод «Взрыва», метод «Реконструкция характера» и т.д.

  2. Методы по перестройке самосознания и мотивационной сферы, включают в себя:

    • объектное переосмысление собственных недостатков и достоинств;
    • переориентировка самосознания;
    • переубеждение;
    • прогнозирование и предупреждение негативного поведения.
  3. Методы, направленные на перестройку жизненного опыта, включают в себя:

    • переучивания;
    • ограничения;
    • регламентацию привычного образа жизни;
    • переключения.
  4. Методы по предупреждению негативного и стимулированию положительного поведения, включают в себя:

    • наказания и поощрения;
    • соревнования;
    • наличие положительной жизненной перспективы.

К специфическим методам коррекции девиантного поведения подростков относят:

  1. Суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, которые построены на педагогическом внушении и самовнушении подростка.
  2. Дидактические методики психокоррекции, которые включают в себя убеждения и разъяснения, а также иные приемы, основанные на аргументированном воздействии, например: методика «Сократический диалог», методика «Обучение саногенному мышлению».

В комплексе приемов психологического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис