Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психическое развитие в младенческом возрасте

Общие характеристики периода младенчества, его особенности

Определение 1

Младенчество - это возрастной период в психологии развития, определяемый в границах от 1 месяца жизни до 1 года.

В данный период происходит многоканальное развитие ребенка по нескольким направлениям сразу. Этот период характеризует переход с естественного пути развития на социальный: если в периоде новорожденности преобладали процессы рефлекторной адаптации ребенка к внешнему миру, то на стадии младенчества происходит первое освоение этого мира.

И первым, кто помогает ребенку с этим освоением, являются взрослые (родители). На первом году своей жизни ребенок находится в жесткой зависимости от родителей, так как без них он не сможет выжить, все его потребности имеют витальный характер.

Таким образом, ведущей деятельностью на данном этапе является взаимодействие со взрослым.

Замечание 1

Ведущая деятельность - понятие в психологии развития, отражающее тот вид деятельности в данный возрастной период, который имеет наибольшее значения для психического развития ребенка.

Причем это взаимодействие носит эмоциональный характер: ребенок научается привлекать к себе внимание с помощью плача или крика, когда он что-то хочет или у него что-то болит. Так формируется коммуникация между ним и окружающей средой - ситуативно-личностный тип общения, в котором преобладают внимание и доброжелательность взрослого.

И в этой коммуникации важна ответная эмоциональная реакция со стороны внешнего мира - родителя. Малыши, которым недостает внимания родителей, или даже просто контакта с лицом родителя, имеют тенденцию отставать в психическом развитии.

Так формируется привязанность ребенка к родителю, которая впоследствии влияет на развитие у малыша базового доверия или недоверия к миру.

«Психическое развитие в младенческом возрасте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Выделяют несколько типов привязанности:

  • надежный тип: преобладает доверие к миру, уверенность в себе, открытость другим людям
  • тревожный тип: преобладает недоверие и подозрительность к миру, неуверенность в себе, страх быть отвергнутым
  • избегающий тип: преобладает недоверие к миру, стремление отстраниться и дистанцироваться от других

Сенсомоторное развитие

Основные пути развития лежат в направлении сенсомоторных функций: это зрительный анализатор (глаза) и общие локомоции (движения). Происходит развитие зрительно-моторной координации и ориентации в пространстве:

К 1 месяцу жизни зрительный анализатор ребенка характеризуется еще не оформленной моторикой глазодвигательных движений, рассогласованностью между движениями глаз и самой головы. К 3-м месяцам формируются основные движения глаз: горизонтальные, вертикальные, круговые. Развивается фиксация взгляда, способность сосредотачивать его на определенном объекте. В развитии зрительных движений большую роль играет контакт с лицом родителя. Особенно яркие и гипертрофированные мимические движения на лице способствуют в развитии концентрации и удержания внимания.

Параллельно со зрительным анализатором идет развитие координационных способностей:

  • До 1 месяца наблюдаются хаотичные движения
  • С 1 до 3 месяцев хаотичные движения усложняются и становятся более координированными, развивается их направленность
  • От 3-4 месяцев развивается способность ребенка удерживать объекты
  • От 4-5 месяцев начинает формироваться целенаправленные произвольные акты хватания. Движения становятся более тонкими и точнее направленными.
  • С 5-6 месяцев развивается активность обеих рук.
  • К 11 месяцам формируется пищевой захват, развивается тонкая моторика рук

Этапы развития общий движений строятся следующим образом:

  • первые полгода движения ребенка очень обобщены, в основном это перевороты со спины на живот и наоборот.
  • с 6 месяцев развивается активное ползание, появляются первые попытки сидеть с поддержкой взрослого, стоять
  • к 9 месяцам получается самостоятельно сидеть и стоять
  • к 10 месяцам развивает ходьба с поддержкой
  • к году формируются первые самостоятельные шаги

Особенности психического развития младенца

Сенсомоторное развитие является основой для развития восприятия: более дифференцированный зрительный анализатор и скоординированные движения формируют более точные инструменты для познания окружающей среды.

С точки зрения психических процессов, на данном этапе идет активное развитие восприятия, мышления и предречевого развития.

Развитие перцепции (восприятия) идет по следующим стадиям:

  • от 1 до 4 месяцев развивается слежение за объектом, наблюдаются попытки проследить за приятным (смешным) образом, вновь его найти
  • от 4 до 8 месяцев повышается активность взаимодействия глаз и рук: ребенок старается смотреть на то, что ему удалось случайно взять и пытается схватить то, что видит. Так развивается способность к отслеживанию траектории движения.
  • от 8 до 12 месяцев развивается активное нацеливание на предмет, хватание “вслепую”, концентрация внимания на тех объектах, которые ранее не имели значения.

С точки зрения мышления, на данном этапе происходит переход от доминирования врожденных рефлексов к целеполагающему поведению. В возрасте 4 месяцев у младенца возникает феномен круговой реакции - это действие, которое совершает ребенок ради самого действия: что-то кидает или бросает. К 8 месяцам в связи с усложнение зрительного анализатора и развитием локомоций формируется 2 круговая реакция: повторяются действия ради результата. Это является основной преднамеренных действий. Например, если ребенок случайно роняет игрушку на пол, и она при этом издает какой-то звук, который нравится ребенку, то в дальнейшем он уже будет целенаправленно бросать ее на пол, чтобы услышать этот звук. И уже к 1 году у ребенка развиваются способности к координации, формированию целеполагающий действий для достижения результата.

Особенное значение имеет закладка основ предречевого развития, которое происходит по двум путям: развитие понимания речи взрослых и развитие предречевых вокализаций (интонационных структур и псевдослов). К псевдословам относятся гуканья (состоят из согласных звуков), гуления (из гласных звуков), лепет (сочетание слогов). Интонации в своем развитии выглядят следующим образом: сначала преобладают звуки недовольства (связано с удовлетворение витальных потребностей), затем появляются звуки радости, просьбы, вопроса. Жестовая речь оформляется к 7-9 месяцам.

Немаловажным является и развитие эмоционально-социальной сферы. К 6 месяцам ребенок различает знакомых людей от незнакомых, формируется стойкое положительное отношение к родным людям и отрицательные к другим (страх, стеснение). И начиная с 6 месяцев развивается переход от ситуативно-личностного типа общения (сугубо эмоционального) к ситуативно-деловому типу общения со взрослыми, связанный с обучением манипулировать объектами.

Дата последнего обновления статьи: 06.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot