Общие характеристики периода младенчества, его особенности
Младенчество - это возрастной период в психологии развития, определяемый в границах от 1 месяца жизни до 1 года.
В данный период происходит многоканальное развитие ребенка по нескольким направлениям сразу. Этот период характеризует переход с естественного пути развития на социальный: если в периоде новорожденности преобладали процессы рефлекторной адаптации ребенка к внешнему миру, то на стадии младенчества происходит первое освоение этого мира.
И первым, кто помогает ребенку с этим освоением, являются взрослые (родители). На первом году своей жизни ребенок находится в жесткой зависимости от родителей, так как без них он не сможет выжить, все его потребности имеют витальный характер.
Таким образом, ведущей деятельностью на данном этапе является взаимодействие со взрослым.
Ведущая деятельность - понятие в психологии развития, отражающее тот вид деятельности в данный возрастной период, который имеет наибольшее значения для психического развития ребенка.
Причем это взаимодействие носит эмоциональный характер: ребенок научается привлекать к себе внимание с помощью плача или крика, когда он что-то хочет или у него что-то болит. Так формируется коммуникация между ним и окружающей средой - ситуативно-личностный тип общения, в котором преобладают внимание и доброжелательность взрослого.
И в этой коммуникации важна ответная эмоциональная реакция со стороны внешнего мира - родителя. Малыши, которым недостает внимания родителей, или даже просто контакта с лицом родителя, имеют тенденцию отставать в психическом развитии.
Так формируется привязанность ребенка к родителю, которая впоследствии влияет на развитие у малыша базового доверия или недоверия к миру.
Выделяют несколько типов привязанности:
- надежный тип: преобладает доверие к миру, уверенность в себе, открытость другим людям
- тревожный тип: преобладает недоверие и подозрительность к миру, неуверенность в себе, страх быть отвергнутым
- избегающий тип: преобладает недоверие к миру, стремление отстраниться и дистанцироваться от других
Сенсомоторное развитие
Основные пути развития лежат в направлении сенсомоторных функций: это зрительный анализатор (глаза) и общие локомоции (движения). Происходит развитие зрительно-моторной координации и ориентации в пространстве:
К 1 месяцу жизни зрительный анализатор ребенка характеризуется еще не оформленной моторикой глазодвигательных движений, рассогласованностью между движениями глаз и самой головы. К 3-м месяцам формируются основные движения глаз: горизонтальные, вертикальные, круговые. Развивается фиксация взгляда, способность сосредотачивать его на определенном объекте. В развитии зрительных движений большую роль играет контакт с лицом родителя. Особенно яркие и гипертрофированные мимические движения на лице способствуют в развитии концентрации и удержания внимания.
Параллельно со зрительным анализатором идет развитие координационных способностей:
- До 1 месяца наблюдаются хаотичные движения
- С 1 до 3 месяцев хаотичные движения усложняются и становятся более координированными, развивается их направленность
- От 3-4 месяцев развивается способность ребенка удерживать объекты
- От 4-5 месяцев начинает формироваться целенаправленные произвольные акты хватания. Движения становятся более тонкими и точнее направленными.
- С 5-6 месяцев развивается активность обеих рук.
- К 11 месяцам формируется пищевой захват, развивается тонкая моторика рук
Этапы развития общий движений строятся следующим образом:
- первые полгода движения ребенка очень обобщены, в основном это перевороты со спины на живот и наоборот.
- с 6 месяцев развивается активное ползание, появляются первые попытки сидеть с поддержкой взрослого, стоять
- к 9 месяцам получается самостоятельно сидеть и стоять
- к 10 месяцам развивает ходьба с поддержкой
- к году формируются первые самостоятельные шаги
Особенности психического развития младенца
Сенсомоторное развитие является основой для развития восприятия: более дифференцированный зрительный анализатор и скоординированные движения формируют более точные инструменты для познания окружающей среды.
С точки зрения психических процессов, на данном этапе идет активное развитие восприятия, мышления и предречевого развития.
Развитие перцепции (восприятия) идет по следующим стадиям:
- от 1 до 4 месяцев развивается слежение за объектом, наблюдаются попытки проследить за приятным (смешным) образом, вновь его найти
- от 4 до 8 месяцев повышается активность взаимодействия глаз и рук: ребенок старается смотреть на то, что ему удалось случайно взять и пытается схватить то, что видит. Так развивается способность к отслеживанию траектории движения.
- от 8 до 12 месяцев развивается активное нацеливание на предмет, хватание “вслепую”, концентрация внимания на тех объектах, которые ранее не имели значения.
С точки зрения мышления, на данном этапе происходит переход от доминирования врожденных рефлексов к целеполагающему поведению. В возрасте 4 месяцев у младенца возникает феномен круговой реакции - это действие, которое совершает ребенок ради самого действия: что-то кидает или бросает. К 8 месяцам в связи с усложнение зрительного анализатора и развитием локомоций формируется 2 круговая реакция: повторяются действия ради результата. Это является основной преднамеренных действий. Например, если ребенок случайно роняет игрушку на пол, и она при этом издает какой-то звук, который нравится ребенку, то в дальнейшем он уже будет целенаправленно бросать ее на пол, чтобы услышать этот звук. И уже к 1 году у ребенка развиваются способности к координации, формированию целеполагающий действий для достижения результата.
Особенное значение имеет закладка основ предречевого развития, которое происходит по двум путям: развитие понимания речи взрослых и развитие предречевых вокализаций (интонационных структур и псевдослов). К псевдословам относятся гуканья (состоят из согласных звуков), гуления (из гласных звуков), лепет (сочетание слогов). Интонации в своем развитии выглядят следующим образом: сначала преобладают звуки недовольства (связано с удовлетворение витальных потребностей), затем появляются звуки радости, просьбы, вопроса. Жестовая речь оформляется к 7-9 месяцам.
Немаловажным является и развитие эмоционально-социальной сферы. К 6 месяцам ребенок различает знакомых людей от незнакомых, формируется стойкое положительное отношение к родным людям и отрицательные к другим (страх, стеснение). И начиная с 6 месяцев развивается переход от ситуативно-личностного типа общения (сугубо эмоционального) к ситуативно-деловому типу общения со взрослыми, связанный с обучением манипулировать объектами.