Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Майя Ивановна Лисина, советский психолог

Майя Ивановна Лисина, советский психолог. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные вехи жизни

Майя Лисина родилась 20 апреля в $1929$ году в городе Харькове. Она была из семьи инженера, ее отец был директором электролампового завода. В $1937$ году отец Майи Ивановны был репрессирован по доносу и был освобожден в $1938$ году.

Окончив школу Майя Ивановна поступила на психологическое отделение в Московский Университет. В $1951$ году она его окончила и была принята в аспирантуру при Институте психологии РСФСР АПН.

В начале пятидесятых годов умер отец Лисиной и на 22-летнюю аспирантку легли все заботы о младшей сестре и слепой матери. Майя Ивановна достойно выполнила свой долг дочери, сестры, главы семьи.

В $1955$ году Лисина защитила кандидатскую диссертацию.

Главными в жизни Майи Лисиной были труд и наука. Она знала несколько иностранных языков. Диапазон ее интересов был разнообразен и широк. Она являлась знатоком литературы и музыки, великолепно играла на пианино.

Проблемы детства в научных исследованиях Лисиной

Гипотезы и идеи Майи Ивановны Лисиной касаются различных сторон психики человека: и формирование произвольной регуляции за счет вазомоторных реакций, и зарождение, развитие духовного мира с самых первых дней жизни.

Почти всю научную жизнь Лисина посвятила проблемам детства, периоду с первого до седьмого года жизни ребенка. Фундаментом разработок в области детской психологии лежала истинная и горячая любовь Лисиной к детям, а также желание помочь им овладеть сложным миром взрослых людей и предметов. Поэтому пристальное внимание Майи Лисиной было направлено на выявление научных основ эффективных методов воспитания детей. Самым важным фактором успешного психического развития ребенка она считала прежде всего организованное правильно общение взрослого с ребенком и отношение к ребенку именно как к субъекту, как к уникальной и неповторимой личности.

«Майя Ивановна Лисина, советский психолог» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Майя Ивановна обогатила детскую психологию оригинальными и глубокими идеями. Она создала новый раздел в детской психологии - это психология младенческого возраста. Она выделила микрофазы в развитии детей данного возраста, определила ведущую деятельность, основные психологические вновь возникшие образования, раскрыла формирование основ личности у детей младенческого возраста и становления у них субъектности, подробно проанализировала основные направления развития компетентности младенцев, а также роли опыта младенческого возраста в дальнейшем детском психическом развитии.

Лисина одной из первых в психологии изучала общение как особую коммуникативную деятельность и разработала концептуальную схему данной деятельности. Подход деятельностный к общению дал возможность выделить, проследить во взаимосвязи отдельные линии возрастных изменений общения.

Мая Ивановна первой провела углубленный и систематический анализ генезиса общения у детей: его движущие силы, качественные этапы, взаимосвязь с жизнедеятельностью ребенка, оказанное влияние на общее развитие детей.

Лисина, изучая влияние общения ребенка на его психическое развитие, внесла весомый вклад в формирование общей теории психического развития и раскрыла его важные механизмы, представила общение в качестве определяющего фактора развития.

Замечание 1

Лисина также занималась проблемой взаимоотношений. Взаимоотношения через призму деятельностного подхода к общению понимались ею как результат коммуникативной деятельности. Общение и взаимоотношения в ее понимании неразрывно связаны, так как отношения возникают в общении, отражая его особенности, а затем влияют на протекание общения.

Цикл исследований Майи Ивановны о возникновении, развитии речи у детей, выполненных под руководством Лисиной, является оригинальным и не имеет аналогов в мировой психологии. Основой исследования стало рассмотрение речи в качестве элемента структуры коммуникативной деятельности, которая занимает в ней положение действия. Такой подход породил предположение о том, что речь возникает, прежде всего, из потребности в общении, для нужд общения и в условиях общения только тогда, когда реализация коммуникативной деятельности ребенка невозможна без овладения данным средством. Дальнейшее развитие и обогащение речи происходит в процессе изменения и усложнения общения ребенка с окружающими людьми, под непосредственным влиянием встающих перед ним новых коммуникативных задач.

Идеи Лисиной Майи Ивановны разрабатываются и у нас в стране, а также за рубежом.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot