Понятие зоны ближайшего развития
Впервые понятие зоны ближайшего развития было введено Л.С. Выготским. Модель, разработанная психологом, подразумевала, что сначала ребенок что-то делает в сотрудничестве с педагогом, а потом он сможет это делать самостоятельно.
Зона ближайшего развития – это различие, существующее между уровнем реального развития ребенка и уровнем потенциального развития, достижение которого возможно под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками.
Л.С Выготский акцентировал внимание на том, что процессы обучения и развития не совпадают непосредственно, а являются двумя два процессами, которые находятся в сложных взаимоотношениях. При этом обучение наиболее эффективно только тогда, когда оно непосредственно за процессом развития. В таком случае обучение провоцирует целый ряд функций, которые находятся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. Это и определяет главнейшую роль обучения в развитии. Иначе говоря, вся теория «зоны ближайшего развития» строится на следующих положениях:
- обучение является наиболее эффективным тогда, когда ведет за собой развитие;
- ребенок, выполняющий вначале что-то с помощью взрослого, потом он сможет сделать это же самостоятельно.
Применение теории «зоны ближайшего развития ребенка» на практике
Несмотря на кажущуюся сложность теории «зоны ближайшего развития», на самом деле пользоваться ей в практической деятельности довольно просто. Педагог может на обычном уроке с помощью определенных заданий выявить актуальный уровень развития ученика. После этого необходимо будет составить график потенциального развития ребенка, что позволит создать полную и ясную картину для учителя, поможет составить схему индивидуальной работы с конкретным ребенком.
Эффективность образовательной среды
Любая образовательная среда, которая организуется взрослыми и в которой обитает ребенок, включает в себя следующие компоненты:
- знания, умения, правила, которые присваивает ребенок;
- отношение ребенка к получаемым знаниям, умениям, правилам;
- отношение ребенка к себе, к окружающим его людям в том числе и сверстникам, понимание им собственной роли в этой среде, его эмоциональное самоощущение в ней.
Эффективность образовательной среды находится в прямой зависимости от того, каким образом выбранные средства, методы обучения и воспитания учитывают психологические закономерности возрастного и индивидуального развития и предоставляют возможность для их дальнейшего развития. Это о многом определяется тем, как взрослые в работе с детьми разного возраста уделяют внимание процессу формирования у них интереса к окружающей жизни, способности к самостоятельному получению знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются. Иначе говоря, обучение должно вызывать у ребенка интерес к жизни, пробуждать и приводить в движение те внутренние процессы развития, которые в самом пути своего развития возможны только при взаимодействии с окружающими, а же затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся опытом самого ребенка.
Недостатки актуальной «зоны ближайшего развития»
С появлением теории «зоны ближайшего развития» некоторые психологи выступили с критическими замечаниями по отношению к ней. В первую очередь среди недостатков выделили развитие «несамостоятельности» с ранних лет. Это проявляется в схематичном поведении согласно указаниям взрослого человека. Однако самостоятельное исследование действительности ребенком без посторонней помощи взрослого в реальной жизни просо невозможно. Ведь жизнь ребенка находится в постоянном взаимодействии с жизненным опытом взрослых. Именно поэтому актуальность теории Л. С. Выготского остается до сих пор, не смотря на огромный поток критики. Ведь посредством данной теории можно развивать способности ребенка не только специалистам в области психологии и педагогики, но и современным родителям, выбирающим актуальные пути всестороннего гармоничного обучения собственных детей.