Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История развития понятия «Зона ближайшего развития»

Определение 1

Зона ближайшего развития — это категория, впервые введенная в психологию великим отечественным исследователем Л. С. Выготским в начале 30-х гг. 20 века. С ее помощью он описывал связь обучения и развития ребенка.

Понятие «зона ближайшего развития»

Зона ближайшего развития (ЗБР) — теоретический конструкт, разработанный Выготским с целью характеристики связи, обнаруженной между психическим развитием ребенка и его обучением.

Зона ближайшего развития предназначена для определения функций, которые еще не созрели, но находятся в процессе созревания. В рассматриваемое время эти функции находятся в зачаточном состоянии и представляют собой не плоды развития, а почки или цветы развития.

В соответствии с положением Выготского, ЗБР состоит из содержания тех задач, которые дети ещё не могут решать самостоятельно, но способны решать в совместной деятельности вместе с взрослыми людьми. То, что изначально было доступно для детей под руководством взрослого, может впоследствии стать их собственным достоянием (навыком, умением).

Наличие зоны ближайшего развития отражает ведущую роль взрослого в психическом развитии детей. По Выготскому Л. С. процесс развития идут следом за процессом обучения. Правильная организация обучения имеет в основе зону, которая есть у ребенка, а также психические процессы, формирование которых начинается у него в совместной деятельности. В дальнейшем они начинают проявляться в самостоятельной деятельности и влияют на систему научных понятий, которая была ранее сформирована у ребенка.

Категория «зона ближайшего развития» дает возможность дать характеристику возможностям и перспективам развития. Её определение обладает важнейшим значением для диагностики психического развития. Соответствующая возможность перехода человека от того, что он умеет делать сам, к тому, что он умеет делать совместно с другими, становится самым чувствительным симптомом. С его помощью отражается динамика развития и успех умственных действий ребенка.

«История развития понятия «Зона ближайшего развития»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развитие понятия "зона ближайшего развития"

Категория «зона ближайшего развития» оформляется в культурно-историческую теорию Л. С. Выготского после разработки методологических основ концепции психического развития. В трудах автора «Педагогическая психология» и «История развития высших психических функций» нет еще определения понятия «зона ближайшего развития». Но уже в 1932-1934 годах в лекциях, которые автор читает в Ленинградском педагогическом институте, он представил свои идеи о законах психического развития ребенка.

Исследуя понятие «зона ближайшего развития» необходимо обратиться к книгам и статьям Л. С. Выготского, которые были написаны в последние годы его жизни. Это дает возможность отслеживать соответствующие стороны феномена. В статье «Проблема возраста» автор первый раз вводит понятие зоны ближайшего развития, давая обоснование принципам научной диагностики психического развития.

Выготский полагал, что теоретическое значение диагностического принципа состоит в том, что он дает возможность проникать во внутренние казуальные, динамические и генетические связи, которые определяют сам процесс умственного развития. Автор теории предусматривал 2 уровня развития:

  1. Актуальный уровень,
  2. Уровень ближайшего развития.

Нахождение зоны ближайшего развития представляет собой определение процессов, которые не созрели на сегодняшний день, но находятся в периоде созревания. Уровень актуального развития является «знанием результатов вчерашнего дня». Методический принцип, в основе которого лежит диагностика зоны ближайшего развития, был определен Выготским в качестве исследования возможностей ребенка подражать и сотрудничать со взрослым.

Определяя возможности ребенка при работе в сотрудничестве, была определена сфера созревающих интеллектуальных функций. В ближайшей стадии развития она должна принести плоды путем перемещения на уровень реального умственного развития детей. Таким образом, при исследовании того, что ребенок может выполнять самостоятельно, происходит исследование развития вчерашнего дня. Исследуя то, что дети способны выполнять через сотрудничество, можно определить развитие завтрашнего дня.

В статье «Проблема возраста» Выготский расширяет понятие, используя его для характеристики индивидуальных различий ребенка. Этим он показывает связь зоны ближайшего развития и сенситивных этапов развития. Автор теории подчеркнул, что обучение считается более эффективным, если осуществляется во время созревания психических функций.

В статьях и в стенограммах лекций категория «зона ближайшего развития» была использована Выготским с целью раскрытия внутренних связей между процессом обучения и умственным развитием детей. По его словам процессы психического развития не всегда будут совпадать с процессом обучения. Первые из них всегда будут идти вслед за процессами обучения, которые формируют зону ближайшего развития.

Замечание 1

Обучение является движущей силой развития, пробуждая к развитию те процессы, которые без него не представляются возможными. Циклы обучения и развития могут не совпадать, поэтому для них были предусмотрены разные «единицы» анализа.

В лекциях, рассматривающих игру, Л. С. Выготский отмечал, что отношение игры к развитию можно сравнить с отношением обучения к развитию. За игровыми действиями будут стоять изменения потребностей и сознания более общего характера. Игра в этом случае является источником развития, который формирует зону ближайшего развития.

Действия в воображаемом поле или придуманных ситуациях, формирование произвольного намерения, образование жизненного плана и мотивов воли — все это проявляется в игре, ставя ее на высший уровень развития. Написав свою монографию «Мышление и речь», Выготский показал, что связь развития научных и житейских понятий способна обнаруживать истинную природу, если ее понимать в качестве «связи зоны ближайшего развития и актуального уровня развития».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot