Способности являются одними из самых сложных и недостаточно изученных образований личности, рассматриваемых в современной психологии. Проблематичность в анализе способностей человека заключается в том, что их набор, объединяющий особым образом структурированные разнообразные знания и умения, специфичен для каждой конкретной личности. Являясь единым целым, способности предопределяют виды деятельности, в которых они могут быть актуализированы. И несмотря на то, что экспериментальными исследованиями доказан факт развития способностей на базе природных задатков, вопрос об их происхождении и природе является одной из самых противоречивых загадок тысячелетий.
Вопрос о передаче способностей по наследству
В конце XIX века английским исследователем в области психологии и антропологии Френсисом Гальтоном была предпринята попытка проанализировать родословные более ста выдающихся деятелей науки и искусства, результатом которой была гипотеза о передаче таланта по наследству. Исследователя особенно впечатлила родословная Иоганна Себастьяна Баха. Начиная с 1550 года в данной семье систематически появлялись талантливые музыканты. В общей сложности за 200 лет их было около шестидесяти, многие из которых были достаточно известны.
В качестве подтверждения наследуемости определенных способностей могут быть рассмотрены установленные родственные связи некоторых выдающихся людей. Так, прабабушка Л. Н. Толстого – Ольга Трубецкая и прабабушка А. С. Пушкина – Евдокия Трубецкая были родными сестрами. Четыре крупнейших представителя немецкой культуры – поэты Шиллер и Гельдерман, философы Шелер и Гегель – состояли в родстве: у них был общий предок – Иоганн Кант, живший в XV веке.
Однако установленные факты не объясняют принцип передачи способностей по наследству (если она возможна). Противоречит гипотезе Ф. Гальтона и известный афоризм «На детях гениев природа отдыхает».
Л. А. Першина утверждает, что нельзя однозначно утверждать обусловленность таланта наследственностью. В 20–30 годах XX века с помощью исследований в области психогенетики была определена роль генотипа в передаче интеллектуальных способностей. Вероятность передачи, по экспериментальным данным, составила 80 %. Позднее в подобных исследованиях были получены иные результаты – всего 65–70 %. Специальные способности (музыкальные, технические и т. п.), по мнению современных ученых, менее зависимы от генотипа: доля их наследственной обусловленности колеблется в интервале от 40 до 50 %.
Закономерности развития способностей
Однако генетический дар в чистом виде существует только теоретически. В жизни перед нами всегда сложный сплав наследственности и многочисленных влияний среды. Наследственность определяет не конкретные показатели способностей, а некий коридор – от минимально возможного уровня их развития до максимального. Генетики называют этот разброс нормой реакции. Более или менее широкая норма реакции свойственна всем наследуемым признакам. Например, если человек обладает генетически обусловленной предрасположенностью к излишнему весу, то будет ли у него полное или нормальное телосложение, определяет не только его генотип, но и питание, образ жизни, увлеченность спортом, состояние здоровья и т. д.
Однако несмотря на то, что вопрос о наследственной передаче способностей остается спорным, абсолютно доказан тот факт, что окружающая действительность, особенности воспитания и образования либо способствуют раскрытию определенных способностей, либо препятствуют этому. Говоря метафорически, подобно тому, как ювелир превращает природный алмаз в бриллиант, благоприятная среда и компетентные наставники способны преобразовать природный дар в особый талант. В связи с этим наиболее важная роль отводится семье, отношениям внутри нее, семейным нормам и ценностям.
Р. С. Немовым было отмечено, что помимо микросреды (семьи) важна и макросреда (общество, эпоха его развития), так как многие способности современного человека являются социально обусловленными. Так называемые «социальные» способности формируются и развиваются несколько иначе, нежели те, которые образуются лишь на базе биологических особенностей индивида и связаны с «созреванием» определенных органических структур. Социальные способности – это высшая, культурно обусловленная форма способностей, которыми может обладать лишь человек, будучи существом социальным (это математические, художественные, лингвистические, музыкальные, технические и некоторые другие способности). В качестве условий формирования социальных способностей выступают следующие обстоятельства жизни личности:
- Особенности общественного развития, социально-культурной среды, которая строится усилиями многих поколений. Данная среда является искусственной, объединяя предметы материальной и духовной культуры, которые не только обеспечивают существование человека, но и удовлетворяют его потребности (как витальные, так и духовные).
- С детства привитая потребность в предметах культурного развития человечества (например, потребность слушать музыкальные произведения выдающихся классических и современных композиторов, наслаждаться произведениями живописи и т. п.).
- Признание субъектом необходимости участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности (например, получение ученой степени, научные исследования).
- Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки с помощью соответствующих средств обучения и воспитания.
Каждое из перечисленных обстоятельств вносит необходимый вклад в превращение человека как индивида (биологического существа), в котором с рождения заложен определенный набор элементарных способностей, многие из которых свойственны и другим высшим животным, в существо социальное, которое приобретает и развивает сугубо человеческие способности. Именно социально-культурная среда содействует развитию тех способностей, которые обеспечивают рациональное использование предметов материальной и духовной культуры.
Необходимость вовлечения в специфически организованные человеческие виды деятельности вынуждает родителей с самого раннего возраста их детей заботиться о необходимом формировании способностей, свойственных конкретной возрастной группе. Лишь в дальнейшем, когда дети начинают взрослеть и в большей степени социализироваться, они сами мотивируют себя на самостоятельное приобретение необходимых способностей.
Таким образом, можно проследить определенную закономерность в формировании способностей человека. На начальном этапе, в дошкольном возрасте, значимое окружение ребенка, как правило, уже обладает сформированным набором общих (а в некоторых случаях и специальных) способностей. Взрослые располагают и всеми необходимыми средствами обучения (предметами духовной и материальной культуры). Ребенок с течением времени начинает перенимать способности у взрослых.
Важно отметить, что большинство детей с интересом воспринимают многие учебные и воспитательные воздействия, включающие открытие чего-то принципиально нового. Кроме того, дети с необыкновенной скоростью усваивают незнакомую для них информацию, благодаря «пластичному» и «гибкому» мышлению. С течением времени, когда человек начинает обладать большей частью необходимых задатков, он сам становится способным к научению собственного ребенка. Данная цикличность позволяет человечеству поддерживать и развивать социальные способности.
Как отмечено выше, для развития способностей важно не только окружение, но и задатки (в большей степени). Они начинают складываться у ребенка довольно рано – примерно к трем годам, обеспечивая в дальнейшем уже не природное, а социальное его развитие, включая становление множества таких способностей, аналога которым нет даже у весьма высокоразвитых животных.
Утверждение о том, что у человека нет готовых биологических задатков к развитию социальных способностей, не означает отсутствия у этих способностей анатомо-физиологической основы. Эта основа есть, но она не предоставляется природой в готовом виде, а нуждается в непрерывном развитии. Она представлена так называемыми функциональными органами, то есть постепенно складывающимися нервно-мышечными системами, анатомически и физиологически обеспечивающими функционирование и совершенствование соответствующих способностей. Формирование функциональных органов у человека становится важнейшим принципом его онтогенетического морфофизиологического развития, связанного со способностями.