Понятие «процессуальная игра»
Процессуальная игра – это разновидность игровой деятельности детей в раннем возрасте, когда ребенок овладевает значениями предметов окружающего мира через условные с ними действия.
Игрушка для ребенка в начале его второго года жизни выступает в том же качестве, как и другой предмет, которым можно манипулировать. Игры как таковой ещё нет, но на втором году жизни игра отделяется от предметно-практических действий и становится для ребенка специфическим занятием. Игра приобретает для малыша самостоятельное значение и имеет свою логику развития.
В течение второго года жизни ребенок усваивает игровое назначение предметов, например, девочка кормит куклу, катает её в коляске. В ходе процессуальной игры ребенок не стремится к результативному действию и не воспроизводит в точности их операциональный состав. Ребенку достаточно обозначить общую траекторию, просто приложить ложку к лицу куклы, потому что действие носит условный, мнимый характер.
В развитии ребенка происходит огромный скачок, с возможностью осуществления условного действия. В самом начале это действие, зависящее от конкретных предметов, дается ребенку довольно сложно. Условный характер носят не предметы, а только действия. Это значит, что ребенок не будет выполнять такое действие, как «кормление куклы», по отношению к бутылке или палочке, потому что кукла является предметом, в отношении которой можно проделывать какие-либо действия.
Игры этого возраста являются бессистемным набором действий малыша, он или выполняет одно и то же действие продолжительное время, или производит несколько действий, не связанных логически.
Как правило, игровые действия не имеют продолжения и переходят одно в другое чисто формально. Например, ребенок готовит суп, складывая в кастрюльку несколько предметов и помешивая их ложкой, затем переходит на простые манипуляции, заполняя кастрюльку всеми предметами, затем выкладывает их на стол и обратно в кастрюльку.
Суть игры заключается в процессе действия, поэтому она получила название процессуальной игры. В раннем возрасте такая игра имеет для развития ребенка очень большое значение, потому что игровое действие производится ребенком не по-настоящему, а условно, что является прорывом в овладении собственным поведением.
Специалисты считают, что процессуальная игра является самой настоящей игрой, только находится она ещё в зачаточном состоянии. Любое игровое действие содержит сложный мотив, приводящий к разрыву между реальностью и условным планом действий. Для ребенка эта сложная умственная деятельность несет с собой положительные эмоции, обогащает чувственный опыт, развивает мышление, восприятие, речь, если она не навязывается взрослыми.
Родители при первых условных игровых действиях обязательно должны поддержать ребенка. Взрослые, никогда не игравшие с ребенком, обрекают его на то, что он не может взять на себя роль, придумать сюжет, построить воображаемый мир.
В целом основные составляющие процессуальной игры складываются на втором году жизни ребенка. К этим составляющим, прежде всего, относятся:
- интерес ребенка к новому виду деятельности;
- умение ребенка действовать в воображаемой ситуации;
- овладение первыми игровыми действиями, отражающими моменты ситуаций из жизни, которые доступны пониманию ребенка и его наблюдению;
- действия игры становятся вариативными и начинают связываться в цепочки;
- появляются первые игровые замещения.
Таким образом, приобщение ребенка к игре является важной задачей и решать её необходимо в раннем возрасте, когда ребенок с удовольствием подхватывает показанные взрослым игровые действия.
Игровые замещения и их становление
Центральное место в структуре процессуальной игры занимает предмет, который является содержанием игровых действий ребенка. Сами действия носят фрагментарный характер, т.е. ребенок совершает действия без особой последовательности и логичности. На этом этапе нет ещё никакой роли, ребенка привлекают бытовые темы, имеющие обыденный характер – кушать, гулять, купаться и др.
Предметное замещение при таком строении игры находится в зоне ближайшего развития ребенка.
Предметное замещение – это использование ребенком одних предметов в качестве других, например, палочки вместо ложки или градусника, кубика вместо мыла и др.
Этот первый этап замещения держит задумку ребенка в наглядной предметной форме. Для маленького человека действовать не настоящими предметами, а их значениями, является большим умственным трудом, поскольку игровое действие происходит на границе реального и идеального плана.
Движения ребенка в обязательном порядке учитывают физические свойства объекта, т.е. являются вполне реальными – это с одной стороны, а с другой стороны, совершаемое действие не настоящее и соответствует другому предмету, т.е. принадлежит идеальному плану. Используя палочку, ребенок «кормит» куклу, как будто в его руках ложка.
Предметное замещение появляется из развитой предметной игры, поскольку в предыдущем возрасте ребенок осваивал как специфические свойства предметов – цвет, форму, так и их назначение, т.е. специфические функции.
Развитое восприятие ребенка и его предметный опыт являются основой для способности к замещению – ребенок уже знает ряд правильных действий и видит внешнее сходство предметов.
Форма палочки, например, имеет тоже вытянутую форму и напоминает ложку, а ребенку хорошо известно, как действовать ложкой, отсюда становится возможным в качестве игрового предмета использовать палочку.
Таким образом, в структуре процессуальной игры элементы вытраиваются в следующем порядке – предметное содержание, реальная позиция, фрагментарные действия на бытовые темы.
В развитие ребенка раннего возраста процессуальная игра вносит особый вклад, являясь важным средством познания окружающего социального и предметного мира.
В ходе процессуальной игры ребенок осваивает общественную функцию предметов и смысл деятельности взрослых людей, расширяя при этом, границы своих практических возможностей.
Условия развития игры
Формирование игры связано с погружением ребенка в игровую культуру, для чего необходимо создание особых психологопедагогических условий.
В основе сюжетных игр лежит жизненный опыт ребенка, который необходимо обогащать – это ориентация в жизнедеятельности, отношения взрослых, одушевление явлений природы и предметов, антропоморфное описание жизни животных.
С этой целью родителям необходимо организовать специальные наблюдения, с обязательным обсуждением и комментированием. Например, понаблюдать за тем, как птица строит гнездо, что и зачем она это делает.
Поскольку игра является свободной деятельностью, и мотивация идет изнутри, заставить играть невозможно. Для рождения самостоятельного игрового замысла, необходимо личное эмоциональное участие, т.е. собственные переживания ребенка.
Исходя из этого, взрослый человек должен выстраивать личностно-ориентированное общение с ребенком и создавать доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок смог выразить свои интересы, чувства, склонности.
Заинтересовать ребенка игрой можно только тогда, когда взрослый сам эмоционально в неё включен. Поощрение со стороны взрослого очень хорошо стимулирует игровую деятельность ребенка.
Игра для ребенка со временем становится более самостоятельной и творческой – ребенок начинает вносить в игру новые элементы, использовать новые игрушки, варьировать действия и менять их порядок.
Нарушать процессуальный характер игры совсем необязательно, потому что замечания в игре могут отбить желание малыша играть, важно тактично присоединиться к игре с помощью косвенных вопросов от лица персонажей.
Игровое поведение можно стимулировать путем игровой интерпретации обычных действий ребенка, придавая им игровой смысл. Например, бегающего по комнате ребенка можно сравнить с птицей или самолетом, прыгающего ребенка сравнить с козочкой и др.
При подготовке ребенка к принятию роли способствующими моментами будут речевые обращения ребенка к игрушкам, одушевление игрушек с помощью игровых действий, разговор с ребенком от имени персонажей.