Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тест на перифразу как метод корректировки правописания частицы «не» со словами на –мый

Тест на перифразу как метод корректировки правописания частицы «не» со словами на –мый

Проблема слитного и раздельного написания частицы «не» с причастиями и отглагольными прилагательными является одной из наиболее актуальных в методике преподавания русского языка. Она касается не только поиска наиболее эффективных алгоритмов усвоения правила, но и определения грамматических и орфографических критериев разграничения дублетных атрибутивов. Это особенно значимо в тех случаях, когда написание определяется грамматическими признаками слова и требует от пишущего учета контекстного принципа написания. Например: не любимый матерью пасынок – нелюбимые в детстве игры.

При определении критериев слитного и раздельного написания «не» со словами на –мый в числе признаков указывается и семантический, а именно: наличие у отглагольных прилагательных значения невозможности совершения действия. К примеру: неисправимый лгун, незабываемый вечер, непредсказуемый исход, неприемлемый вариант, необитаемый континент, неопровержимый довод. При этом у причастий на –мый проявление семантики невозможности осуществления действия невозможно, так как противоречит значению процессуальности, заложенному в причастии.

Руководствуясь данным принципом, можно использовать семантический критерий противопоставления причастий и прилагательных на –мый в качестве основы для выбора слитного или раздельного написания. В частности, пишущий использует метод субституции (то есть подстановки) отглагольного прилагательного на –мый во фразу с модальным глаголом, имеющим значение невозможности осуществления действия. Например: непередаваемые на бумаге эмоции – эмоции, которые невозможно передать на бумаге. Однако в других контекстах, например, при актуализации процессуальности или наличии противопоставления используется раздельное написание: Приемная комиссия театрального института уделяла внимания только не передаваемым абитуриентами на бумаге эмоциям. – Мне важны не передаваемые словами, а выраженные в действии эмоции.

Определение 1

Тест на перифразу представляет собой методический прием, основанный на приеме замены отглагольного прилагательного на –мый конструкцией с модальным глаголом, обладающим семантикой невозможности совершения действия.

«Тест на перифразу как метод корректировки правописания частицы «не» со словами на –мый» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тест на перифразу используется как вспомогательный прием при определении написания слов на –мый с частицей «не», при этом пишущий должен учитывать и другие факторы: контекстное окружение, наличие противопоставления, зависимых слов в творительном падеже, возможности употребления слова без «не» и др.

Так, необходимо учитывать факт употребления слова на –мый без «не». В частности, существует ряд слов, которые не могут употребляться без «не», а если и употребляются, то имеют другое значение: недвижимое имущество, непобедимый противник, невыразимые чувства, неизъяснимое удовольствие, неописуемый ужас, неоспоримые преимущества.

Методические аспекты использования теста на перифразу в сложных случаях разграничения причастий и прилагательных на - мый

При оценки слитного или раздельного написания слова на –мый тест на перифразу помогает в том случае, когда семантика или морфемный состав слова вполне ясен пишущему. Например, в примере «Вы оказали мне неоценимую услугу» семантика прозрачна, значение процессуальности отсутствует, поэтому можно использовать тест на перифразу: Вы оказали мне услугу, которую невозможно оценить (то есть она бесценна). Но существуют и случаи, в которых возможен выбор двоякого написания в зависимости от семантики и синтаксического окружения: невидимые в темноте ямы едва не стали причиной падения – не видимые нами микробы становятся переносчиками опасных болезней. Во втором случае процессуальное значение выражено в большей степени, чем в первом случае, где семантика слова «невидимый» близка к прилагательному. Однако в обоих случаях тест на перифразу может быть применен: ямы, которые невозможно увидеть; микробы, которых невозможно увидеть. Наличие зависимого слова в творительном падеже, обозначающего агенс (производителя действия) во втором примере указывает на процессуальный характер значения действия, выраженного словом на –мый.

В других примерах необходимо более подробно анализировать семантику зависимого слова. Например, в предложении «Это были необлагаемые налогом доходы» предпочтительно выбрать слитное написание, так как слово в творительном падеже не имеет значение агенса (выражено значение объектности). При этом при изменении смысла меняется и основание выбора написания. К примеру: Не облагаемый государством доход (есть значение агенса). В последнем случае мы не можем применить тест на перифразу так как семантика невозможности совершения действия не выражена. В то же время в случае, где зависимое слово в творительном падеже имеет значение объектности, тест на перифразу возможен: доходы, которые невозможно (нельзя) облагать налогом.

Таким образом, тест на перифразу выступает одним из критериев, помогающих определить основания выбора слитного или раздельного написания «не» со словами на –мый.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot