Тест на перифразу как метод корректировки правописания частицы «не» со словами на –мый
Проблема слитного и раздельного написания частицы «не» с причастиями и отглагольными прилагательными является одной из наиболее актуальных в методике преподавания русского языка. Она касается не только поиска наиболее эффективных алгоритмов усвоения правила, но и определения грамматических и орфографических критериев разграничения дублетных атрибутивов. Это особенно значимо в тех случаях, когда написание определяется грамматическими признаками слова и требует от пишущего учета контекстного принципа написания. Например: не любимый матерью пасынок – нелюбимые в детстве игры.
При определении критериев слитного и раздельного написания «не» со словами на –мый в числе признаков указывается и семантический, а именно: наличие у отглагольных прилагательных значения невозможности совершения действия. К примеру: неисправимый лгун, незабываемый вечер, непредсказуемый исход, неприемлемый вариант, необитаемый континент, неопровержимый довод. При этом у причастий на –мый проявление семантики невозможности осуществления действия невозможно, так как противоречит значению процессуальности, заложенному в причастии.
Руководствуясь данным принципом, можно использовать семантический критерий противопоставления причастий и прилагательных на –мый в качестве основы для выбора слитного или раздельного написания. В частности, пишущий использует метод субституции (то есть подстановки) отглагольного прилагательного на –мый во фразу с модальным глаголом, имеющим значение невозможности осуществления действия. Например: непередаваемые на бумаге эмоции – эмоции, которые невозможно передать на бумаге. Однако в других контекстах, например, при актуализации процессуальности или наличии противопоставления используется раздельное написание: Приемная комиссия театрального института уделяла внимания только не передаваемым абитуриентами на бумаге эмоциям. – Мне важны не передаваемые словами, а выраженные в действии эмоции.
Тест на перифразу представляет собой методический прием, основанный на приеме замены отглагольного прилагательного на –мый конструкцией с модальным глаголом, обладающим семантикой невозможности совершения действия.
Тест на перифразу используется как вспомогательный прием при определении написания слов на –мый с частицей «не», при этом пишущий должен учитывать и другие факторы: контекстное окружение, наличие противопоставления, зависимых слов в творительном падеже, возможности употребления слова без «не» и др.
Так, необходимо учитывать факт употребления слова на –мый без «не». В частности, существует ряд слов, которые не могут употребляться без «не», а если и употребляются, то имеют другое значение: недвижимое имущество, непобедимый противник, невыразимые чувства, неизъяснимое удовольствие, неописуемый ужас, неоспоримые преимущества.
Методические аспекты использования теста на перифразу в сложных случаях разграничения причастий и прилагательных на - мый
При оценки слитного или раздельного написания слова на –мый тест на перифразу помогает в том случае, когда семантика или морфемный состав слова вполне ясен пишущему. Например, в примере «Вы оказали мне неоценимую услугу» семантика прозрачна, значение процессуальности отсутствует, поэтому можно использовать тест на перифразу: Вы оказали мне услугу, которую невозможно оценить (то есть она бесценна). Но существуют и случаи, в которых возможен выбор двоякого написания в зависимости от семантики и синтаксического окружения: невидимые в темноте ямы едва не стали причиной падения – не видимые нами микробы становятся переносчиками опасных болезней. Во втором случае процессуальное значение выражено в большей степени, чем в первом случае, где семантика слова «невидимый» близка к прилагательному. Однако в обоих случаях тест на перифразу может быть применен: ямы, которые невозможно увидеть; микробы, которых невозможно увидеть. Наличие зависимого слова в творительном падеже, обозначающего агенс (производителя действия) во втором примере указывает на процессуальный характер значения действия, выраженного словом на –мый.
В других примерах необходимо более подробно анализировать семантику зависимого слова. Например, в предложении «Это были необлагаемые налогом доходы» предпочтительно выбрать слитное написание, так как слово в творительном падеже не имеет значение агенса (выражено значение объектности). При этом при изменении смысла меняется и основание выбора написания. К примеру: Не облагаемый государством доход (есть значение агенса). В последнем случае мы не можем применить тест на перифразу так как семантика невозможности совершения действия не выражена. В то же время в случае, где зависимое слово в творительном падеже имеет значение объектности, тест на перифразу возможен: доходы, которые невозможно (нельзя) облагать налогом.
Таким образом, тест на перифразу выступает одним из критериев, помогающих определить основания выбора слитного или раздельного написания «не» со словами на –мый.