Профессиональная пригодность — это совокупность психических и психофизиологических качеств человека, которые необходимы и достаточны для достижения им общественно приемлемой эффективности в соответствующей профессии.
Сущность профессиональной пригодности
Сущность профессиональной пригодности представляет собой совокупность психических и психофизиологических свойств человека. Они требуются ему для достижения общественной эффективности в той или другой профессии. Категорию «профессиональная пригодность» используют для характеристики людей с позиции их соответствия требованиям трудовой деятельности.
Показатель профессиональной пригодности к определенной выбранной трудовой деятельности напрямую отображает реальный уровень развития профессионально значимых качеств человека. Они характерны для конкретной трудовой деятельности и определяют уровень удовлетворенности трудом, его процессом и результатом. Сегодня удовлетворенность трудом и собственной профессией зависит не только от самого процесса, но и от внешних факторов.
Факторы внешней среды включают:
- Условия деятельности;
- Сформированный микроклимат в коллективе;
- Уровень мотивации;
- Престиж профессии;
- Степень вовлеченности в профессию и т. д.
Профессиональная пригодность — это свойство метасистемы «человек-профессия» («человек-деятельность», «субъект-объект»). Здесь находят проявление свойства человека, которые он приобретает в связи с реализацией себя в деятельности. Также в этой сфере большую роль играет работоспособность, надежность, готовность к труду. Для профессиональной пригодности присущи свойства деятельности, отраженные в ее содержании, средствах и условиях. Это структурные и функциональные особенности организма и психики.
Профессиональную пригодность человека можно рассматривать в качестве его специфического свойства. Суть категории профессиональной пригодности состоит в том, что она обусловливает выбор вида деятельности (профессии), который наиболее полно соответствует склонностям и способностям конкретной личности. Ей присуще удовлетворение интереса от выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда.
Профпригодность обусловливает следующие показатели
- Мера оценки эффективности;
- Надежность и безопасность выполнения трудовых функций;
- Индивидуальная мера результативности труда;
- Проявление социального (профессионального) самоопределения личности, включая ее самоутверждение, самореализацию, самосовершенствование в труде.
Профпригодность связана с развитием «Я-концепции», зарождением и становлением образа «Я-профессионал» и стремлением субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала.
Проблема профессиональной пригодности состоит в том, что она не является врожденным качеством, а формируется в процессе профессионального труда. Труд должен протекать в определенных социально-экономических условиях. Со временем осуществляется лишь развитие отдельных функциональных систем и психических процессов человека (профессионального восприятия, памяти, мышления и пр.). По мере накопления опыта, включая его внедрение в трудовую деятельность, развивается профессиональная пригодность и складывается социально-профессиональный тип личности, для которого присущи определенные ценностные ориентации, характер, особенности общения.
Время, которое требуется для совершенствования и достижения профессиональной пригодности, зависит от природных данных, уровня мотивации человека и полученной подготовки (знания, умения, навыки). В различных профессиях и при разных условиях каждый фактор обладает различным удельным весом в общей картине профпригодности. Это значит, что проблема профпригодности заключается в том, что это всегда индивидуальный процесс.
Далеко не каждый индивид способен в приемлемые сроки овладевать некоторыми профессиями. Это происходит даже тогда, когда обеспечивается высокий уровень его профессиональной подготовки и мотивации. Профпригодность к определенным профессиям может развиваться только при наличии определенных природных данных.
Проблема развития профессиональной пригодности в деятельности
Развитие профессиональной пригодности в деятельности происходит одновременно и во взаимосвязи с процессом развития субъекта деятельности (психическое развитие личности). Исследование значения личностного развития в формировании профессиональной пригодности проводили многие ученые.
Было выявлено, что, во-первых, есть некоторая степень постоянства личностных черт на протяжении жизни. Тем не менее, это постоянство нельзя считать абсолютным. Так, в соответствии с условиями жизни и деятельности, включая профессиональную, линия развития личности часто меняться. Во-вторых, мера постоянства и изменчивости разных личностных свойств или типов личности неодинакова, а разным типам личности могут соответствовать различные типы развития.
Личностные изменения в профессиональной деятельности происходят особенно интенсивно. Это связано с ее определяющей ролью в активности субъекта деятельности. Осуществляя длительный профессиональный труд, который протекает в определенных социально-экономических условиях, человек формирует не только отдельные психические и физиологические функциональные системы, но и личность субъекта деятельности. Таким образом, складывается социально-профессиональный тип личности, которая обладает некоторыми ценностными ориентациями, характером и стилем общения.
Проблему профессиональной пригодности можно характеризовать как аспект функционального ресурса и практической готовности к деятельности. Она представляет собой меру реализации возможностей организма и психики, выраженную через результат деятельности.