Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диагностика профессиональных компетенций персонала

Диагностика профессиональной пригодности персонала

Определение 1

Диагностика профессиональных компетенций персонала – это процесс определения соответствия профессиональной пригодности сотрудника занимаемой им должности и списку выполняемых им задач.

Определение 2

Профессиональную пригодность личности можно охарактеризовать как сумму психологических и психофизиологических черт человека, уровня его образования, его навыков и умений, необходимых и достаточных для достижения требуемой в организации эффективности труда.

Также это понятие можно сформулировать как "удовлетворение, переживаемое личностью в процессе самого труда и при оценке его результатов".

Статья: Диагностика профессиональных компетенций персонала
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Это значит, что по объективному критерию - успешному владению профессией и субъективному - удовлетворенности трудом можно судить о профессиональной пригодности. В современном мире считается, что профессиональная пригодность – благоприобретенное свойство личности и не может быть врожденным. Навыки, знания и склонность к работе, конечно, формируются на основе каких-либо предрасположенностей, то есть у личности с положительной профессиональной мотивацией есть шанс стать более успешным специалистом. На каждом этапе профессионального мастерства предъявляются определенные требования к памяти, моторике, вниманию, мышлению, другим качествам и психическим функциям личности. Под влиянием этих требований и формируется качественно новый уровень освоения профессиональных навыков.

Специальные способности являются основой профессионально важных качеств. Становление диагностики специальных способностей почти всегда преследовало желание предсказать будущую профессиональную успешность сотрудника. Промышленники и военные ведомства были заинтересованы в скорейшем включении кадров в работу, а также в снижении затрат на их подготовку, рисков аварий и травматизма на производстве, потому и стимулировали разработку системы тестирования для профессионального отбора. И опыт применения тестов говорит, что эффективность психологического отбора в профессию высока и весьма. Например, снижается уровень отчисления из университетов с 40% до 8%, аварийность же на производстве по вине персонала снижается на огромные 70%, ну и затраты на подготовку сотрудника снижаются на 40%.

«Диагностика профессиональных компетенций персонала» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Профотбор в современном мире

Сейчас проблемами профотбора занимаются в основном в исследовательских центрах, принадлежащих армии. Направление этих исследований носит в большинстве своем эмпирический характер: ни научного анализа обоснования применения тестов, ни психологического анализа способностей, для выявления этих способностей не проводится. Естественно подобный подход подвергается критике со стороны отечественных и зарубежных ученых. Профессиональная пригодность рассматривается как некое приобретенное свойство личности, сформированное в ходе деятельности, а не данное изначально от рождения. На формирование профессиональных навыков и пригодности к профессии вообще оказывает влияние огромное число факторов, среди которых определенный уровень развития способностей далеко не всегда самый важный.

Становление личности как профессионала зависит от таких факторов, как:

  • мотивация,
  • интерес и увлеченность профессией,
  • взаимоотношения в коллективе,
  • первые достижения и их оценка.

При тестовом обследовании все эти факторы не могут быть учтены, хотя они могут стать вообще решающими при формировании специалиста.

В свою очередь довольно часто низкий уровень развития способностей не становится преградой для овладения профессией. Множество исследователей, изучающих этот вопрос, делают выводы о вариативности развития и проявления способностей у разных людей. Есть масса случаев раннего профессионального самоопределения при наличии ярко выраженных способностей, одаренности, особенно в творческих профессиях.

Не только факты позднего самоопределения, но и сама природа способностей говорят о невозможности спрогнозировать будущую профессиональную успешность на основе актуального уровня способностей. Они существуют только в развитии.

Возможности формирования компенсаторных механизмов и высокая пластичность способностей также очень важны. Идентичной эффективности труда можно добиться формированием разных своеобразных индивидуализированных структур профессиональных способностей. Малой способностью к прогнозированию всех существующих методов объясняется критика применения тестов для предсказания будущей профессиональной успешности.

В случае если профессия предъявляет конкретные требования к таким способностям, которые плохо подлежат развитию, фактически не изменяются в течение жизни, или в тех ситуациях, когда время на обучение навыкам критично ограничено, а сама профессия предъявляет высокие требования к уровню квалификации. В случаях же, где профессионально необходимые качества меняются, развиваются, где можно компенсировать одни способности другими, где успех зависит не от уровня, а от индивидуальных особенностей способностей, такой отбор не нужен. Тесты специальных способностей могут найти свое применение в контроле за подготовкой кадров в промышленности и системе профобразования, в профконсультации для оптимальной расстановки кадров должностям, для разработки индивидуальных и общих рекомендаций по развитию способностей. Психологическое тестирование также необходимо для понимания причин отставания сотрудников, поиска их слабых мест, помимо тог, оно помогает более эффективно проводить персональное обучение, психотренировки, а также способствует изучению психологических причин травматизма, несчастных случаев.

Перспективы развития тестов на профпригодность весьма и весьма оптимистичны только лишь в случае, если улучшится способность к прогнозированию. Этого реально добиться при помощи:

  • ориентации на критерии, заданный норматив при разработке тестов
  • отсылки при анализе результатов тестирования на специфику профессии, а не на абстрактный количественный тестовый балл. При этом надо помнить, что, наряду отличием профилей профессий друг от друга, можно также наблюдаться различия внутри профиля одной и той же профессии. Это связано с формированием персональной структуры способностей специалистов, различающихся врожденными данными. Эти индивидуальные варианты создания профпригодности могут являться основой для формирования разных типов специалистов.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 08.06.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot